10-08-06


Поросенок строгого режима

В кыштымской колонии ставят рекорды по выращиванию хрюкающего поголовья

Виктор РИСКИН

Кыштым

Юбилейный "далматинец"

В колонию строгого режима меня позвали на юбилейный день рождения. Почетная миссия родить восьмисотого со дня основания фермы поросенка выпала на хавронью по кличке Зорька. Когда мы зашли в "родильное отделение", 290-килограммовая свиноматка только-только завершила процесс. Все 16 поросят, в большинстве похожих на щенков-далматинцев, бойко осваивали тугие материнские соски. Восьмисотым стал 12-й "далматинец".

Для Зорьки это первые роды. А ее 15 товарок успели не по одному разу выполнить свой природный долг, пополнив поголовье колонии на 300 свиных единиц. А расстарался на почве воспроизводства хряк американо-канадской породы по кличке Юрок.

Все эти подробности мне рассказал по ходу нашей экскурсии Олег Баскильдин. Мы прошлись от кухни, где готовят варево для свиней, по всему производственному циклу, вплоть до стерильно вымытого скорбного помещения, в котором восьмимесячные поросята превращаются в парное мясо и суповые наборы. Баскильдин полон вполне реалистических планов, благо в этом его поддерживает руководство колонии в лице и.о. начальника Анатолия Ходырева. Олег Семенович показывал, какие именно производственные помещения будут расширяться, достраиваться, чтобы через год-два довести хрюкающее поголовье до желаемых 1200 единиц. В успехе уверен: сумел же за год "подняться" с 500 голов до 800. В этом ему помогают около 30 осужденных. Баскильдин берет на работу только деревенских. Те прошли школу животноводства в своем селе и с удовольствием возвращаются в привычную атмосферу.

Заглядывает Олег и в будущее. Намерен проводить селекционную работу, дабы вырастить такое потомство, которое не стыдно предлагать ведущим свиноводческим хозяйствам области. Говорит, что сам, когда освободится, приедет в колонию и попросит продать несколько поросят на развод.

И зажить красиво

Освободится Олег Семенович не скоро. Отсидел пока три года из отпущенного срока длиною в девять лет и один месяц:

А начиналось у него все очень даже неплохо. В селе Петропавловка Кусинского района работал трактористом. В армии был батальонным разведчиком. Женился на дочери командира полка и вернулся в родное село. Там поочередно родились трое детей - Дмитрий, Эля, Слава. Сейчас им соответственно по 19, 18 и 16 лет.

- В 2000-м для себя, для старости своей, чтоб веселее было, четвертую - Любашку родили, - смеется 39-летний Олег.

В 1989-м арендатор Баскильдин зарегистрировался в Челябинске под номером один. Первым в области и в своем совхозе начал самостоятельно раскручиваться.

- Пришел я из армии, - делится воспоминаниями Олег, - хотелось зажить красиво, иметь машину, дом, а зарплата в 150 рублей все это не гарантировала.

он подошел к директору машиностроительного завода и сказал: "Вы держите в подсобном хозяйстве 50 человек, которым все равно не платите. Мы беремся работать на тех же условиях". В напарники Олег с женой пригласили семью друга и спустя два года подняли свиное поголовье с 1500 до 4000. На вырученные деньги купили трактор, по легковой машине и хорошему дому. Для 22-летнего парня очень даже неплохое начало. И тут в отношениях бывших партнеров по свиному бизнесу произошел раскол. Олег отошел от напарника и взялся на собственном подворье разводить совхозных телят. Тоже получилось.

Быстрые успехи если не кружили голову, то приводили к некоторой раскованности и самоуверенности: дескать, все смогу, за что ни возьмусь. Потому так легко и безбоязненно менял ориентиры. То уйдет на завод дежурным слесарем, то займется большим бизнесом (откроет со старшим братом по матери швейное и мебельное производства), то вернется на подворье разводить гусей. А то начнет закупать картошку и торговать металлом.

Будем сидеть!

Причиной краха успешного человека, удачливого предпринимателя, считает Олег, стал джип, который он приобрел 5 сентября 2003 года. Иномарка стала для ее нового обладателя фатум-фактором - роковой машиной. Оказывается, на ней ранее были совершены разбойные нападения на водителей большегрузных машин. Джип попал в оперативную разработку, а с ним и его новый владелец. Сам же он ни при чем.

- Но с нашим судом спорить бесполезно, - констатирует Олег, - сказал - виноват, значит, виноват. Я уже смирился: раз так, значит, будем сидеть.

Иного мнения придерживался суд, проходивший в Увельском районе. В обвинительном заключении сказано, что Баскильдин О.С., Баскильдин А.С. и Ерюков А.В. по предварительному сговору и с неустановленными лицами в течение 2003 года совершали разбойные нападения на водителей большегрузных специальных машин. Налеты совершались с огнестрельным оружием. Сначала в деле фигурировала "девятка", а затем ее сменил злосчастный джип "Мицубиси". Водителей грузовиков обманом останавливали, затем выбрасывали из кабины, а машины - "Урал", КамАЗ, МАЗ с прицепом угоняли и продавали. То, что можно было заработать на ферме за несколько лет, легко доставалась за одну ночь.

Не нам судить, что именно привело нашего героя за колючую проволоку: цепь нелепых совпадений или реальные преступления. Но что абсолютно непреложно: именно здесь он реализует все свои задумки, полностью раскрывает свой действительно незаурядный талант организатора, хозяйственника, специалиста: На выходе из свинарника наш взгляд упал на плакат с улыбающейся физиономией хрюшки. Смутила одна подробность: огромные уши хрюшки были испещрены выщипами.

- Мы с ветврачом Михаилом Котовым впервые в области, а может и в России, ввели правильное клеймение свиного поголовья на ушных полостях, - не без гордости сообщил Баскильдин. - По этим меткам безошибочно можно узнать, какой именно порядковый номер у того или иного животного. Эта разработка признана авторским свидетельством, и по всем колониям дано задание ввести такой метод клеймения.

Колония - не самое лучшее место для реализации творческих планов. Творчеству нужна свобода. Это аксиома. Но свободой с ее неограниченными возможностями и соблазнами еще надо уметь распорядиться. А когда не получается, то вступает в силу закон ограниченного пространства, где, оказывается, тоже можно проявить себя. Правда, помимо своей воли. В прямом и переносном смысле. И тогда клеймо становится достоянием не только поросят строгого режима.