10-08-07


Кто украл Куинджи?

Спустя ровно шесть лет после кражи из Челябинской областной картинной галереи "Челябинский рабочий" пытается понять, как, кому и почему удалось совершить это дерзкое преступление и уйти от наказания

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

Сегодня исполнилось ровно шесть лет, как из Челябинской областной картинной галереи похитили две работы знаменитого русского художника Архипа Куинджи. Произведения искусства в мире крадут постоянно, но для Челябинска это неслыханное и в каком-то смысле знаковое преступление. Украсть картину - это не срезать медный провод и не подраться пьяным. Есть здесь даже нечто романтичное, хотя сути дела это не меняет: воровство есть воровство. Тем более что по прошествии шести лет ни местонахождение работ Куинджи, ни имена исполнителей и заказчиков преступления неизвестны. Мы попытались, насколько возможно, разобраться в этой загадочной истории.

Как это было

Сигнал на пульт вневедомственной охраны Центрального РУВД поступил в 5 часов 17 минут. Уже через две минуты (так утверждали милиционеры) у картинной галереи был наряд милиции. Но грабителей и след простыл! Они действовали быстро. Выставили окно (благо, решеток не было), забрались внутрь, сорвали с пилястров два этюда Куинджи - "Вечерний закат" и "Развалины в степи". И были таковы. Ни следов, ни марки машины - кого искать?..

Преступникам крупно повезло. В шестом часу утра в августе уже почти светло. Магистрали свободны. График движения патрульных машин милиции организован так, чтобы в любую точку они могли попасть уже через считанные минуты. Да и место у картинной галереи "простреливаемое", как минимум на 700 метров по улице Труда в обе стороны. Налетчики торопились. Именно этим впоследствии милиционеры объяснили тот факт, что воры не взяли третью работу Куинджи "Лунная ночь", которая висела на той же стене, но несколько поодаль.

Возможно, преступникам не удалось бы так легко уйти, если бы в городе вовремя был объявлен план "Перехват", как это случается после дерзких преступлений. Но: Дважды за месяц перед похищением в галерее (ложно?) срабатывала сигнализация. Да и кто бы мог подумать, что кому-то понадобятся какие-то картины из челябинского музея? Ведь, чего греха таить, до 10 августа 2001 года его экспонаты большинством из нас воспринимались как искусствоведческая условность, но никак не материальная ценность:

Следствие ведут:

Дело было возбуждено по статье 158, части 2 УК РФ ("кража с проникновением"). Впоследствии оно было переквалифицировано на статью 164 части 2 ("хищение предметов, имеющих особую ценность, совершенное группой лиц"). Это увеличило максимальное наказание преступникам с шести до 10 лет.

Милиционеры сразу предположили заказной характер преступления. В зале, который воры посетили столь неурочно, располагалась постоянная экспозиция музея. На одной стене с похищенными работами висели картины Левитана, Шишкина, Перова, Крамского, Клодта, Маковского. Причем именно законченные картины, а не этюды, как у Куинджи. С точки зрения коллекционеров антиквариата и "просто любителей", они и выглядели эффектнее, и стоили дороже. Значит, преступников интересовал именно Куинджи. Конкретный бренд, выражаясь современным языком.

У милиции, даже если есть очевидные подозрения, существует своя технология работы. Поэтому рассматривались четыре возможных следа, направления поисков. Первое: в деле замешаны сотрудники музея. Второе: работали гастролеры. Третье: был некто, кто мог заказать преступникам картины. И четвертое направление: ранее судимые за аналогичные преступления граждане.

Несколько последующих дней сыщики беседовали с работниками галереи, коллекционерами и торговцами антиквариатом. Нам трудно предположить, как происходили эти беседы, но милиционеры сделали вывод, что ни те, ни другие, ни третьи не причастны к преступлению. (Я спросил у полковника Виктора Эбингера, в ту пору возглавлявшего криминальную милицию города, как они это поняли? "А как сотрудники уголовного розыска вычисляют в толпе карманников?" - ответил, лукаво улыбнувшись, опытный сыщик:)

Затем настала очередь ранее судимых любителей прекрасного. И тот же вывод: скорее всего, не причастны. Это означало, что расследование громкого преступления будет долгим:

В настоящее время следствие по этому делу официально приостановлено. Но это не значит, что поиски преступников и похищенного не ведутся. Сотрудники уголовного розыска УВД Челябинска каждый месяц отчитываются перед областным и даже московским начальством о своей работе. И срока давности, как отметил начальник оперативно-розыскной части УВД города Челябинска подполковник Игорь Чекалов, данное преступление не имеет:

О деталях поисков милиционеры не распространяются. Скорее всего, говорят оперативники, работы Куинджи покинули пределы области. Технология таких преступлений схожа с угонами машин. "Товар" некоторое время отлеживается, а после того как шумиха стихает, его перевозят в более надежное место. К заказчику, как предполагают милиционеры.

"Заказчик"

Чтобы представить себе самого загадочного фигуранта этой истории, нам нужно немного отвлечься от деталей происшедшего.

В среде богатых, теперь и в России, стало престижно интересоваться искусством, собирать собственные коллекции. Вроде бы - слава богу, сколько же можно разводить дешевые новорусские "понты". Но для бедных, прежде всего провинциальных, музеев это стало настоящей драмой. На их коллекции, часто плохо охраняемые, идет настоящая охота.

В этой среде новых коллекционеров появляются настоящие фанаты, если не сказать маньяки. Они готовы идти на многое, чтобы только иметь у себя шедевры, даже приобретенные незаконно. Их трудно продать, даже показывать другим людям опасно, зато можно наслаждаться ими где-то в хорошо защищенных подземных бункерах своих вилл. Возможно, таков и наш "клиент". К этой версии склоняется директор челябинского магазина "Антиквар" Валерий Архипов.

- Думаю, это просто какой-то сумасшедший, - говорит он и добавляет, - я на 99 процентов уверен, что похищенные работы уже не в России.

А вот обозначить примерную их цену Архипов не берется:

- Эксперты могут называть одни цифры, а человек готов отдать за них на порядок больше:

С ценами ситуация очень интересная. В последние годы в России настоящий бум спроса на русскую живопись конца XIX - начала XX века. Рынок, как говорят специалисты, "перегрет". Цены на русское искусство на знаменитых мировых аукционах зашкаливают. Кто их поднимает? Наши соотечественники! Оно и понятно: благодаря ценам на нефть денег в стране много, особенно - у тех, кто "сидит на трубе" или где-то рядом.

Тут сплошная психология. Если человек может купить себе десять автомобилей "Бентли", это ему уже неинтересно. Все равно "вечное" будет дороже. И цена на него с каждым годом только растет. Сенсационные цифры привел известный в узких кругах челябинский коллекционер Олег Малахов: если на момент ограбления два не самых эффектных этюда Архипа Куинджи могли стоить примерно 50 тысяч долларов, то сегодня, шесть лет спустя, полмиллиона долларов вполне реально!

- Цена на такие вещи зависит от многих факторов, один из решающих - конъюнктура, а она, как мы видим, сегодня весьма выгодная, - утверждает коллекционер.

Вопрос в том, как потом украденное превратить обратно в деньги? И выясняется, что ничего невозможного нет. Конечно, на аукцион "Кристи" нашего Куинджи никто не понесет. Но в мире существует параллельный, "черный" рынок произведений искусства. И его объем, как отмечают специалисты, сопоставим с официальным. Таким образом, "заказчик" может оказаться и не сумасшедшим, а напротив, очень даже прагматичным человеком.

Задача для челябинской милиции усложняется еще и тем, что национальность и географическое положение "заказчика" не имеют никакой связи друг с другом. Он может быть "русским" (в широком смысле), но постоянно или время от времени проживать за границей. Я знаю нескольких таких людей лично. Наконец, это может быть "законченный" эмигрант, ностальгирующий с помощью русского искусства по родине:

Но "заказчик" вполне может и сегодня жить в Челябинске! Хотя милиция не рассматривает (или не говорит об этом) такой вариант, у нас в городе были и есть собиратели, имена которых не на слуху, но в их домашних коллекциях есть, например, работы Айвазовского.

И еще один интересный вопрос. Был ли таинственный "заказчик" лично в нашем художественном музее? Ведь вполне вероятно, что покупал в кассе билет, любезничал со смотрителями, подсчитывая число шагов от окна до стены, на которой висели работы Куинджи:

(Окончание на 7-й стр.)

Архип Иванович Куинджи (1842-1910) живописец, гений пейзажа, первый по-настоящему русский импрессионист. Родился в Мариуполе в семье сапожника-грека. Вначале обучался рисованию самостоятельно, затем несколько месяцев у И.К. Айвазовского. А после переезда в Санкт-Петербург стал вольнослушателем Академии художеств. Дружил с Репиным и Васнецовым. Входил в "Товарищество передвижников". В 1894 - 1897 годах был профессором Академии художеств, подвергался домашнему аресту и запрету на преподавание за участие в студенческой забастовке.

А.И. Куинджи - один из самых ценимых и востребованных в среде коллекционеров мастеров. Его пейзажным работам свойственны романтическая приподнятость, декор, звучность колорита. Способность Куинджи создавать до иллюзии близкие к натуре эффекты освещения породила мистические легенды. Самые известные работы: "После грозы" (1879), "Березовая роща" (1879), "Днепр утром" (1881; все - Третьяковская галерея, Москва), "Ночь на Днепре" (1880-1882; Русский музей, Санкт-Петербург).

В каталоге Челябинской областной картинной галереи под номерами 83, 84 и 85 значатся три этюда Куинджи: "Лунная ночь" (картон, масло; 22 на 34 см), "Развалины в степи" (картон, масло; 22 на 34 см), "Вечерний закат" (холст, масло; 27 на 50 см). Авторской датировки нет, однако искусствовед галереи Галина Трифонова говорит, что первые две - это ранние работы. Самая "куинджевская" - "Развалины в степи". И еще примечательный факт: названия им придумали уже столичные искусствоведы. Напомним также, что "Вечерний закат" попал в Челябинск в 1963 году из министерства культуры, а "Развалины в степи" и "Лунная ночь" - из Государственного Русского музея в 1941 году в качестве шефской помощи только что открывшейся галерее.