10-09-97


Челябинскому водопроводу - 85 лет!

Движущие силы

Если энергетика - сердце любого предприятия, то к "рукам и ногам" следует смело причислить механизмы и автотранспорт, движущую силу, без которых "ни туды и ни сюды", как и без воды. Вспомним далекие военные годы... Перед коллективом Челябинского управления водопровода и канализации стояли сложные задачи по обеспечению города водой, эксплуатации и ремонту сетей, насосных станций. Наверное, людям было бы не столь трудно, дай им в помощь землеройную технику, грузоподъемные механизмы, автотранспорт. Но орудия труда были первобытными: лопата, ломик, кирка, кувалда, клинья, тачка. А средством передвижения - заезженная лошадь.

- На нее все смотрели как на кормилицу, - вспоминает старейший работник Сосновских очистных сооружений Яков Иванович Засыпкин. - Сами ладили телеги, сбрую, хомуты. Даже подковывали лошадок сами. Их берегли, жалели. У нас был конный двор, который обслуживал почти все службы водопровода.

Только в 50-60-е годы появляется техника. Сколько было радости, когда увидели первый экскаватор. Машина была старой конструкции, вся изработанная, живого места не было - латаная, перелатаная. Стальные тросы часто рвались, большую глубину не брали. Но и этой "веревочной" техники не хватало, не мечтая уж о специальных механизмах для рыхления мерзлых грунтов, для сварочных работ, перевозки труб. Поэтому ремонтно-восстановительные работы по водопроводу затягивались на неделю-другую.

За последние 6-7 лет существующий ранее парк землеройной, грузоподъемной и прочей техники обновился вдвое, а то и втрое. То же самое произошло и с транспортом, количество которого на сегодняшний день составляет 160 единиц. Среди них мощные КрАЗы, МАЗы, КамАЗы, ЗиЛы и ГАЗы, тягачи и экскаваторы современных модификаций. Десять бульдозеров, более десятка сварочных агрегатов, прицепных и смонтированных на тракторах, автогрейдеры, автопогрузчики, катки. Цех полностью укомплектован каналоочистительными машинами по промывке и очистке сетей, перевозке грузов. Оснащен необходимыми приборами, стендами, оборудованием для диагностики и ремонта машин и механизмов.

Для чего такое разнообразие и количество техники в предприятии водоснабжения и водоотведения, понять несложно. Любая авария, любой ремонт производятся собственными силами, а высокая культура труда требует восстановления дорог, тротуаров, мостовых. Для этого при ремонтно-строительном управлении создана специальная бригада.

Возможность приобретать новую технику и автотранспорт появилась тогда, когда денежные средства, зарабатываемые коллективом ПОВВ, стали в основном оставаться в кассе предприятия, а не перечисляться в городской бюджет, как было раньше. Разумеется, многое в этом случае зависит от руководства, и в первую очередь от генерального директора Анатолия Терентьевича Шавлова. Он с ходу понял значение автотранспорта и механизации в жизни столь сложного водопроводно-канализационного хозяйства, четко определил стратегию и тактику их развития и постоянно способствует тому, чтобы выделялись средства на обновление автотехнического парка.

Немаловажную роль сыграл и четкий подход к системе взаимозачетов. Многие предприятия-должники в качестве абонентной платы за пользование водой предлагают вместо "живых" денег экскаваторы, бульдозеры, грузоподъемные механизмы, автотранспорт, оборудование, механизмы. Разумеется, любая техника без человека - ничто. В свое время нынешний начальник цеха механизации и автотранспорта Юрий Михайлович Хайрулин приложил максимум своих способностей для создания работоспособного и дружного коллектива. Назовем специалистов, проявивших себя с самой лучшей стороны: М. Игнатьев, Р. Усманов, В. Колтышев, К. Себагутлин, Ю. Демин, В. Коровин, В. Огнев, И. Ческидов, Ю. Обузов, Ю. Шадрин, Валерий Эбель, В. Быков, Г. Хайрулин, В. Хайрулин, В. Котельников, А. Банников, О. Абдульменов, Р. Хамидулин, Л. Мельников. Из 400 работающих в управлении механизации и автотранспорта практически каждый достоин доброго слова.

В. БУЗИН.

НА СНИМКЕ: заслуженный работник коммунального хозяйства РФ, начальник управления механизации и автотранспорта Юрий Михайлович Хайрулин.

Фото Ю. ШАМИНА.