10-09-99


"Челябинскпиво" ставит на карту

"Электронные" деньги выгодны людям, предприятию, экономике

Зарплату из банкоматов получают на многих предприятиях. Этим теперь не удивишь. А "Челябинскпиво" использует почти весь комплекс услуг, что могут предоставить кредитные учреждения, выпускающие пластиковые карты, и в частности "Челиндбанк", с которым предприятие это сотрудничает. Более 700 работников АО получили карточки "Золотая корона". По ним на заводе можно не только снять со счета текущую зарплату, но и взять у банка ссуду под зар-плату будущую. А снабженцам, механикам, энергетикам, кассирам выдают так называемые корпоративные карты, куда переводят под-отчетные деньги на хозяйственные нужды фирмы.

Из столовой и ведомственных магазинов предприятия убрали кассовые аппараты. Если посетитель достает из кошелька наличные, принимая их, кассир (так ли сейчас называется эта должность?) рассчитывается за него своей корпоративной картой, как бы конвертируя купюры в "электронные" рубли.

Но самое любопытное в том, что около 1000 клиентов АО за его продукцию тоже платят карточками, чего, кажется, нет больше нигде. В перспективе же географию подобных расчетов планируется еще больше расширить, соответствующим образом для подобных платежей оснастить транспорт, доставляющий товар торгующим организациям. А завтрашний день - это использование карт при оплате услуг "Челябэнерго", установка оборудования, которое поможет, минуя почту, отправлять денежные переводы в другие города. Опыт "Челябинскпиво" удивляет высоких гостей. Осенью прошлого года, к примеру, с электронными новациями челябинцев знакомился спикер Госдумы Геннадий Селезнев. Российские парламентарии тоже пользовались карточками, только СБС-Агро, который тогда заморозил свои операции. Г. Селезнев спросил, как обстоят дела в регионе. Генеральный директор АО Александр Менжулин ответил: поскольку региональные банки выстояли, сложностей с платежами нет.

А недавно смотрины в акционерном обществе устроили для финнов, раздумывающих над тем, инвестировать ли средства в южноуральскую промышленность. Чугунное литье, продемонстрированное им в Екатеринбурге, говорят, не произвело на них сильного впечатления. Более заинтриговал "карточный бизнес".

- Внедрять карты мы стали около двух лет назад, - рассказывает А. Менжулин. - Ведь это инструмент, который раздвигает границы возможного. Не держа в руках наличные, вы можете распоряжаться ими на расстоянии. Многие руководители, главные бухгалтеры различных организаций приезжали к нам, чтобы увидеть, как все это работает. И оказалось, не все знакомы с этим эффективным механизмом.

В небольшом якутском городе Нюренгри, где 57 тысяч населения, почти каждый житель имеет пластиковую карту. "Электронные" деньги там самые ходовые. До таких высот Челябинск еще не поднялся, но свои достижения есть и у него. В Советском районе областного центра около 150 тысяч человек, а карточек на руках - 48 тысяч. Значит, по ним уже можно продавать треть продукции, делают вывод оптимисты. Банки с этого получают свои комиссионные. Карты избавляют людей от необходимости "быть при деньгах", обеспечивают торговую скидку. Кроме того, на остаток начисляется 9-12 процентов годовых. В этом случае карта подобна сберкнижке.

Бюджет, развивая карточную систему, снижает социальную напряженность. Сегодня власть с трудом набирает деньги для пенсионеров, врачей, учителей. Опыт Копейска, где второй год проводится эксперимент, показывает: имея в наличии только треть необходимой суммы, можно вовремя выплачивать зарплату бюджетникам. Ведь не все свои деньги люди снимают с карты за день. На карту можно "записать" и долг казны, чтобы ее владелец смог приобретать под него нужные ему вещи, продукты в торговле, передавая последней кредиторскую задолженность бюджета.

Обеспечивают себе экономический рост и предприятия, чему пример - "Челябинскпиво". 79 процентов платежей за продукцию этого АО принимается по карточкам. В результате оборот денег ускорился в 3-6 раз, что способствовало увеличению продаж. В январе прирост производства составил 37, в среднем за год - 52 процента.

Дело пойдет живее, если его стимулировать. Как это было, скажем, при обмене черно-белых телевизоров на цветные. Или как в соседней Башкирии, где крупные покупки оплачиваются теперь карточками, а магазинам за установку терминалов предоставляют налоговые льготы в пределах затрат на их приобретение. Что мешает сделать то же самое у нас? Хорошим стимулом могла бы стать и отмена 5-процентного налога с продаж в оптовой и розничной сети, если товары там будут приобретать по пластиковым картам. Какая с того выгода бюджету - говорилось выше.

Евгений КИТАЕВ.