10-10-06


Держать семафор зеленым

ОАО "Российские железные дороги" открыто для созидательного сотрудничества

Три года назад отечественная железнодорожная отрасль обрела новый статус - было образовано ОАО "Российские железные дороги", филиалом которого стала и Южно-Уральская магистраль. В канун трехлетия этого события состоялась видео-пресс-конференция, в которой приняли участие председатель совета директоров ОАО "РЖД", заместитель председателя правительства РФ А.Д. Жуков и президент ОАО "РЖД" В.И. Якунин, а также журналисты различных СМИ от Москвы до Сахалина, активно воспользовавшиеся возможностью задать топ-менеджерам крупнейшей российской компании любой интересующий их вопрос. В общей сложности в конференции приняли участие около тысячи человек, что само по себе свидетельствует о высоком уровне общественного интереса, который вызывает сегодняшняя работа ОАО "РЖД" и в особенности перспективы ее дальнейшего развития.

Тон встрече задал А. Жуков, рассказавший о растущей роли железнодорожной магистрали в новейшей истории страны. Необходимость увеличения объемов перевозок и эффективности работы железнодорожного транспорта, в первую очередь, продиктована ростом внутреннего валового продукта, промышленного производства, убыстрением темпов экономического развития современной России. РЖД, будучи неотъемлемой частью экономики страны, за последнее время значительно улучшили практически все показатели своей работы, а с завершением программы структурной реформы достижения обещают быть еще весомее. Сегодняшний ее этап А.Д. Жуков охарактеризовал как период инвестиционной активности - самый важный, на его взгляд, в реализации реформы. Мировой опыт показывает, что финансовые вложения в транспортную инфраструктуру дают трехкратный эффект для экономики всей страны, а высокий уровень развития этой инфраструктуры является необходимым условием ее устойчивого развития.

Судя по всему, ОАО "РЖД" неуклонно наращивает производственный потенциал, активно внедряет современные технологии. За три года погружено 3655,9 млн. тонн грузов, перевезено 3,6 млрд. пассажиров, освоены новые пассажирские маршруты, выросли объемы пассажирских перевозок в фирменных поездах, число которых начиная с 2003 года увеличилось с 95 до 127. Весной этого года ОАО "РЖД" приступило к проекту по реализации билетов в поезда дальнего следования через Интернет. Выбрать в режиме реального времени и оплатить электронный билет (e-ticket) теперь можно с помощью банковской карты, обратившись к официальному сайту ОАО "РЖД" (www.izd.ru). Учитывая, что пока такой сервис есть еще далеко не на всех вокзалах, в стадии разработки технология массового обслуживания пассажиров, предполагающая выдачу проездных документов приобретенных через Интернет, в любой железнодорожной кассе ОАО "РЖД" на всей территории России. В скором времени будет введено около десятка новых электронных систем для обслуживания пассажиров, конечная цель которых - ликвидация очередей за билетами. Внедрена система справочного обслуживания через сети сотовой связи, в которых для передачи данных используется WAP-протокол. Заслуживает внимания и тот факт, что уровень индексации тарифов на железнодорожном транспорте ниже уровня инфляции, а сами тарифы растут медленнее, чем у представителей других естественных монополий. Акции дочерних предприятий ОАО "РЖД" выводятся на фондовый рынок, растут конкурентоспособность компании и ее авторитет на международном рынке. Вот как, к примеру, оценивают ход реформы на железнодорожном транспорте эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ): ":в России предприняты все необходимые меры для того, чтобы избежать экономических потрясений в данной ключевой отрасли экономики, которая, кроме того, является крупнейшим налогоплательщиком в РФ, а разработанное на первом этапе и принятое законодательство закладывает устойчивый курс реформы".

Председатель ОАО "РЖД" В.И. Якунин заявил в своем выступлении, что реализация этой реформы и решение связанных с ней задач компания намерена осуществлять за счет собственных резервов, не перекладывая бремя финансовых проблем на потребителей. Не без гордости сообщив, что за последние годы компания достигла наивысших за свою историю показателей, В.И. Якунин подчеркнул, что РЖД строит свою работу на принципах ответственности, единоначалия и добрососедских отношений с соседями. "Держать семафор зеленым" - наш принцип в отношениях не только с соседями и деловыми партнерами, но и в отношении всего того нового, что будет помогать нам улучшать работу РЖД", - сказал он собравшимся.

В ходе последовавшей за выступлениями А.Д. Жукова и В.И. Якунина пресс-конференции были заданы вопросы, касающиеся самых различных сторон жизни компании. На вопрос о будущем БАМа заместитель председателя правительства ответил, что этот регион обязательно будет развиваться - прежде всего потому что имеет стратегическое значение в жизни страны, а его недра оцениваются в полтриллиона долларов США. Президент ОАО "РЖД" подробно остановился на вопросе сотрудничества с Китаем, Кореей, а также железнодорожной компанией Германии, совместно с которыми готовится ряд крупных проектов. Что же касается партнерства РЖД с казахстанской дорогой, на территории которой находится сегодня 813 километров Транссиба, то В.И. Якунин сообщил, что не исключает возможности передачи их российской железной дороге.

Топ-менеджеры компании выразили готовность урегулировать и спектр социальных вопросов: в частности, разработать адресный подход в решении вопроса дотаций убыточных пригородных перевозок, пролонгировать льготы на проезд по железной дороге для студентов и школьников, причем В.И. Якунин высказал пожелание выйти на законодателей, чтобы подобные вопросы решались не разово и не в качестве благотворительности, а на законодательной основе.

Конечно, южноуральских журналистов, участвующих в видео-пресс-конференции, в особой степени интересовала работа ЮУЖД. Интерес прессы удовлетворил начальник дороги А.С. Левченко. В своем выступлении он рассказал, что за три года работы в качестве филиала РЖД ЮУЖД тоже достигла немалых успехов, а по некоторым направлениям даже превысила среднесетевой показатель. Прирост среднесуточной погрузки достиг уровня 15%, грузооборот - 16,4, пассажирооборот 18,6, а производительность труда увеличилась на 34,3%. Планируется освоить до конца текущего года свыше 6 млрд. руб. капвложений (в 2005 году было 5,5). В будущем году эта цифра составит 7,3 млрд., а инвестиции 2008 года достигнут 10,8 млрд. руб., что втрое выше уровня "стартового" 2003 года, когда была создана компания ОАО "РЖД". На сегодня южноуральские железнодорожники готовы к пропуску тяжеловесных и длинносоставных поездов. Это позволяет до 15-20 минут уменьшить интервалы между грузовыми поездами повышенной длины, следующими вслед за пассажирскими, и таким образом повысить объемы перевозок. Продолжаются работы по развитию участка Нижняя-Челябинск протяженностью 122 км, на котором в течение вот уже нескольких лет отмечается рост грузоперевозок. Это обусловлено возрастающими объемами выпуска продукции ММК, челябинских металлургического и электрометаллургического комбинатов, ростом отгрузки газа и нефтепродуктов Тюменского Севера. В ближайшем будущем этот участок станет двухпутным, а его пропускная способность увеличится на треть. В перспективе планируется запустить здесь скоростные электрички до Екатеринбурга.

Важнейшим залогом развития дороги, по словам А.С. Левченко, является политика сотрудничества с региональными администрациями и руководителями промышленных предприятий. Анатолий Степанович напомнил присутствующим о строительстве Челябинского вокзала, которое вряд ли стало бы возможным (во всяком случае в сегодняшнем его обличье) без помощи губернатора Челябинской области П.И. Сумина. Только благодаря инициативности и патриотизму руководителя Сыростанского щебеночного карьера Наиля Милюкова появился новый вокзал на ст. Сыростан. Начато строительство вокзала на ст. Юргамыш. Завершена реконструкция вокзала в Кургане, идет к концу восстановление Оренбургского вокзала, считающегося одним из памятников истории края. Возводится пригородный вокзал в Челябинске, и начальник ЮУЖД заверил журналистов, что к очередному Дню железнодорожников он примет первых пассажиров. Помимо этого, в новом году здесь планируется еще одно новшество: будут курсировать трехсекционные рельсовые автобусы до ст. Шагол. Ориентировочная стоимость проекта - 120 млн. руб.

ЮУЖД принимает меры по улучшению качества транспортного обслуживания населения регионов. За три года приобретены и введены в эксплуатацию 12 электропоездов (это 102 вагона, в том числе 24 вагона повышенной комфортности), на эти цели направлено свыше 750 млн. руб. Кроме того, пущено 6 ускоренных электропоездов, соединивших областные центры и крупные города регионов. Это Челябинск-Екатеринбург, Челябинск-Миасс, Екатеринбург-Курган, Курган-Челябинск, Оренбург-Орск, Петропавловск-Омск. Все это позволило дороге увеличить в сегменте пригородного сообщения количество пассажиров на 3,5 млн. человек и на 23% поднять пассажирооборот.

Говоря о социальных проектах ЮУЖД, нельзя не упомянуть строительство в Челябинске самого протяженного в России пешеходного моста длиной 450 метров через 60 путей. Огромной популярностью у населения пользуются поезда-поликлиники. Останавливаясь на маленьких станциях, где нет больниц, врачи обследуют всех обратившихся к ним жителей, оказывают им медицинскую помощь, а в случае необходимости направляют в стационары. Примечательно, что такие поезда (и вообще все ведомственные учреждения ЮУЖД) обслуживают не только железнодорожников, но и всех нуждающихся в помощи. Дорога несет людям широчайший спектр услуг, и не только специализированных, связанных с перевозками, но и медицинских, социальных и даже культурно-религиозных (южноуральцы уже знакомы с работой вагона-музея и даже вагона-храма).

В завершение журналисты поинтересовались у А.С. Левченко крупнейшими инвестиционными проектами 2006-2007 года. Он назвал следующие адреса: это реконструкция ст. Челябинск-Главный, являющейся четвертой в России по объему обрабатываемых вагонопотоков, введение в эксплуатацию уникального цеха по производству рельсошпальной решетки в Чурилово, завершение строительства пригородного вокзала в Челябинске, введение в строй центра управления перевозками, двухпутная вставка Баландино-Межозерная и многие другие объекты. Дорога - это живой организм, постоянно нуждающийся в развитии, обновлении, движении вперед.

Лидия ИВИНА