10-10-07
Алина КАЗАЧИХИНА
Челябинск
Скульптор Алексей Тишин ушел, оставив следы на белой равнине жизни. Его не стало в 31 год, но его скульптуры остались: недавно в Челябинской филармонии прошла выставка станковых и декоративных работ Алексея. Ее организовали жена Алексея Тишина Марина и его друзья. Марина назвала выставку "Жить и гореть".
- Вы познакомились, когда Алексей уже был скульптором?
- Да. Он уже был скульптором, когда поступал в художественное училище. В отличие от ребят, которые поступают в училище после художественной школы, он пришел в более позднем возрасте. Дело в том, что после восьмого класса Леша получал образование электросварщика и в художественное училище поступал уже в девятнадцать лет.
- В недавней телевизионной передаче о скульптурах города я услышала, что работы на Кировке выполнены студией скульпторов. Состоял ли Алексей в этом объединении?
- Вообще-то не в студии, а в бригаде скульпторов под руководством Владимира Александровича Полянского. Они собрались, чтобы реализовать идеи Полянского и челябинского мэра Вячеслава Михайловича Тарасова. Сколько точно скульпторов было в этой группе, не могу сказать. На самом деле для такого масштаба работы за такой короткий срок их было совсем немного.
- Кого вы можете назвать наставником Алексея?
- Я считаю, что таких наставников, которых он уважал, было достаточно много. В первую очередь это его учителя. Например, Лютиков Николай Федорович, который преподает в Челябинском художественном училище. Бронислав Александрович Маганов - большой мастер, его монументальные работы есть и в нашем городе, и по стране. Также Леша сотрудничал с Головницким. Это тоже наш большой скульптор - фундамент, основатель этого вида искусства в Челябинске. Это самые близкие его педагоги-наставники по школе и азам классической лепки. Но, наверное, художник и вообще человек, наблюдая, учится у многих. Зайков, Мусихин, Макаров и многие другие скульпторы, у которых можно поучиться. К сожалению, многих Леша не застал, но их работы стоят в городе отражением истории и творческого пути.
- Какие скульпторы были близки Алексею Тишину?
- Леонардо да Винчи, Роден. Последний ему очень нравился. Генри Мур - уже более близкий нашему времени. Эрнст Неизвестный. Видите, какие разные по своему пластическому языку и манере скульпторы.
- Есть ли разница между скульптурами Алексея, которые стоят в городе, и станковыми работами?
- Да, городские выполнены в реалистичной манере. Их цель - сделать фигуры узнаваемыми. Задача - выполнить образ достойно, чтобы зрителю было интересно общаться с работой. Конечно, может быть, когда-нибудь у нас в городе будут ставить и более декоративные формы, такие как станковые работы Леши. Возможно, что это нас ждет, было бы, по крайней мере, интересно. К примеру, такие скульптуры малых форм Митрошина стоят в парке при Дворце пионеров. Интересные, приятные и лаконичные работы.
- Какой образ в исполнении Алексея вам кажется самым ярким?
- Я думаю, и многим так кажется, что это образ Онегина. Причем на Кировке стоит второй Онегин в Лешином исполнении. Первый был демонтирован из парка Пушкина по каким-то общедекоративным причинам. Но он абсолютно другой. То есть какие-то общие черты с привычной уже скульптурой на Кировке улавливаются, но это только приметы того времени - прическа, костюм. Сам же образ иной: другой дух - проникновенный, глубокий. Вторая работа была сделана очень легко. Это не значит, что художнику она легко далась, образ получился очень схожим с его внутренним духом, потому что он в молодости был похож на этого Онегина.
- Пушкин считал свой талант божьим даром, Лермонтов - дьявольским мучением. На что был похож талант Алексея?
- Есть люди по своей природе разрушители, Леша - нет. Он строитель и созидатель. У него светлое творчество. Искусство может быть интересным, но добрым не всегда. А у него оно было именно добрым. И темы он выбирал позитивные. А это показатель, поскольку художник выбирает их не для зрителя, они приходят изнутри.
- Как вы считаете, каковы были самые важные мотивы в его творчестве?
- Мы уже говорили об Онегине. В этой скульптуре проявился, конечно, потенциал Леши как художника, поскольку найден очень глубокий образ. Но все же, как я говорила, это не творческая, а заказная работа. А что касается творчества, он искал вдохновение в природе и вообще считал, что нет неинтересных форм, хотя не любая гармонична.
- Какая скульптура Алексея, по вашему мнению, получила наибольший отклик зрителей?
- Я думаю, что с Кировки любят многие работы. Я думаю даже, что нет ни одной скульптуры, которая бы не получила отклик. А если говорить о творческих работах, то обычно каждый человек выбирает свою, ту, к которой больше тянет. Ведь момент восприятия очень сложен, ты можешь быть готов к этому или нет. К примеру, о признанном Эрнсте Неизвестном некоторые говорят, что он непонятен и это вообще не искусство. Но есть важный фактор, что все мы меняемся в течение определенного жизненного периода, а с нами меняется и наше мировос-приятие: сегодня ты не можешь ни принять, ни осознать скульптуру, а завтра ты это увидишь по-другому. Еще на восприятие влияет материал, который диктует свою пластику и который каждый художник видит по-своему.
- Где выставлялись работы Алексея Тишина?
- На это обычно не хватало времени, все его жизненное пространство занимала работа. Но он выставлялся два раза в молодежном объединении Союза художников, в котором состоял.
- Работа, работа, работа: А увлекался ли он чем-то кроме скульптуры?
- Рыбалкой. Это его любимое увлечение. Но он много лет не рыбачил, практически с юности. А в последний год все тянуло и тянуло к удочке. Даже работу откладывал. Мне кажется, это было прощание с Землей. Ведь обычно на увлечения не было времени, а в последний год, наоборот, все откладывалось ради рыбалки. Вообще "Рыбы" - это одна из самых первых его работ.
- Говорят, что судьба настоящего художника всегда связана с роком и ранней кончиной. Как вы считаете, это верно для Алексея?
- Скорее всего, да. По моему мнению и мнению самых близких друзей и родственников, да. За короткий период своей деятельности он успел достаточно много. Хотя, скорее всего, он сам не осознавал этого и не замечал. А ведь весь его творческий путь, начиная с учебы, насчитывает всего 10-11 лет. Кстати, последняя его работа - это "Улитка". Неоднородная техника из керамики, сварки и холщовой веревки. Такая увлекала его в последнее время.
- 10 лет - это, конечно, немного, но, наверное, и в это время можно выделить какие-то вехи, этапы творчества Алексея?
- Начал он с анималистической темы и декоративной формы в реалистичной манере в том числе, это важно для обучения. Затем поиск в материале и философские темы. И после - работы, которые вы можете увидеть в городе.
- Существует классический образ творца-скульптора - вдохновенный, в заляпанном фартуке и с руками по локоть в глине. Похоже ли это на Алексея или это стереотип?
- У нас работа грязная, поэтому таким он, пожалуй, и был. Всегда одежда в красках, глине и гипсе. Это неизбежно.
- Шкурный вопрос: хорошо ли продавались скульптуры?
- Если учитывать те работы, которые он делал еще до поступления в училище и сдавал в художественные салоны, то можно сказать, что на тот момент они достаточно хорошо продавались. Позже он уже этим не занимался: были заказы, шла работа, потом были заказы и для других городов, в которых хотели сделать улицы, подобные Кировке. Это Нижний Новгород, Екатеринбург. Кстати, последняя скульптура, которую мы доделывали уже после смерти Алексея, - это "Коробейник", который поставлен в Екатеринбурге. Так что делать что-то на продажу времени не было. И все же я думаю, что ему все время не хватало работы, а это положительный фактор: создал, оставил и мыслит дальше. Он говорил, что человеку, который по-настоящему почувствует его скульптуру, может просто подарить ее.
- Принесли ли работы на Кировке известность скульпторам?
- Нет. К сожалению, почти никто не знает имен скульпторов из бригады Полянского. Мы еще планируем об этом рассказать на других выставках. Эта наша выставка - выставка памяти, потому что Алексея уже нет. Но мы планируем и другие. Вообще скульптура не часто выставляется у нас в городе, поэтому наша выставка - важный шаг.
- Какая работа у Алексея была любимой?
- Не то чтобы любимой: Но в последнее время он увлекался керамикой, и ему очень нравилась его композиция "Семья" (три фигурки в виде сосудов, изображающие мужчину, женщину и маленькую девочку. - А.К.). Это ведь наша семья, хоть и не в полном составе, у нас еще родился сын Лева. Он хотел и фигурку сына сделать, но уже не успел.
- Почему выставка называется "Жить и гореть"?
- Алеша был очень светлым и добрым человеком, профессиональным и щедрым. Когда человек - огонь, он либо разрушитель, либо созидатель, который греет всех вокруг себя просто своим присутствием. Алексей, согревая всех, горел сам, поэтому, наверное, его жизнь и оказалась достаточно короткой.
Вслушайтесь: Ти-шин: Тишина. Для того, чтобы оставить след в этом мире, ему не нужны были слова или громко звучащее и разрекламированное имя, не нужны и сейчас. Его можно услышать так же, как он и говорил: прикасаясь руками к изгибам скульптуры, ощущая глазами пластику линий. Есть, знаете ли, такие люди, без пафоса. Им не нужна слава. Чтобы быть талантливыми, им нужно просто "жить и гореть".