11-01-2000
Ирина КРЕХОВА
Коркино
Кто-то ночью спит, кто-то развлекается, кто-то работает. В числе последних - вневедомственная охрана. Об этой службе большинство из нас знает только, что она устанавливает сигнализацию на разных объектах, а затем реагирует на ее сигналы. Убедиться, что перечень обязанностей ОВО гораздо шире, я смогла во время ночного дежурства с одним из ее экипажей. Перед началом командир взвода задержания ОВО Коркинского ГОВД лейтенант Сергей Медвецкий пояснил: "Наша милицейская организация - самая оперативная. Через три минуты после сработки тревожной сигнализации наряд уже на месте". Вскоре я удостоверилась в том, что это сущая правда.
Время - 23.25. Дорожная авария в районе Коркинского АТП. Продавщица киоска рядом с местом происшествия нажимает тревожную кнопку, и патрульная машина ОВО приезжает туда раньше всех. Милиционер-водитель старший сержант Дмитрий Минюк вызывает по рации "скорую" для травмированной девушки-пассажирки, наряд ГИБДД. Когда появляемся мы с С. Медвецким (он в эти сутки - дежурный офицер ОВО), возле разбитого "Форда" уже полно народа, а девушка - в больнице. Неизвестный зевакам "герой дня" Дима небрежно комментирует происходящее: "Все орут, а мы спасаем. Не было бы кнопки... Попробуй найди телефон на этой окраине!" С ним и старшим сержантом Владимиром Голиковым отправляемся дальше.
Пока радиопереговоры на милицейской волне не касаются нашего экипажа, интересуюсь у Сергея: зачем в охране группа задержания?
- Главная задача отдела - не допустить краж с охраняемых объектов (их в городе около двухсот, а ОВО - единственное милицейское подразделение, зарабатывающее себе на жизнь за счет охраняемых клиентов - авт.). Но если кто-то решил попробовать на прочность нашу защиту, мы должны немедленно его обезвредить и задержать.
Поэтому на ребятах - бронежилеты, а у Володи еще и автомат. Оружием пользоваться приходится редко, но преступников охранники ловят регулярно.
- Почти каждую ночь засекаем кого-то с ворованным кабелем. В прошлую смену обнаружили угонщика автомобиля. Благодаря нашему отделу в прошлом году раскрыто более 70 преступлений, задержано около 100 правонарушителей. 24.00. Медленно ползем по темным аллеям городского парка, рядом с которыми беснуется дискотека "Рандеву" в ДК "Горняк". Наркоманов и хулиганов не видно, только стайка курильщиков у выхода из очага культуры.
Cпутники успевают рассказать, что работа им очень нравится - есть в ней романтика и смысл. Охрана - настоящее мужское дело, а коллектив у них молодой (процентов 70 - до 30 лет), веселый и спортивный: на областных соревнованиях среди ОВО коркинцы заняли второе место. Символ их профессии - сова, которая ночью не спит и очень мудрая. Дуракам и хлюпикам здесь делать нечего, не зря попасть в ОВО на работу можно только после строжайшей медкомиссии и специального тестирования. В общем, знай наших!
00.10. Из центра города перемещаемся на окраину. Сейчас, по мнению экипажа, самое время посмотреть, что творится в районе экскаваторно-вагоноремонтного завода, откуда несут ночные тати все, что под руку попадется. "Козьими тропами" пробираемся по периметру заводского забора, освещая ухабистую дорогу дальним светом. Но воры, судя по всему, устроили в эту субботне-воскресную ночь выходной. Так бывает не всегда. За неделю в маленьком городе регистрируется 25-30 краж. Недавно был рекорд - 40. Неожиданно "проснулась" рация: на пульте сработал первый рубеж в магазине "Уголек". У магазина оказываемся за одну минуту - находились неподалеку.
00.45. Первый рубеж - это внешняя линия сигнализации, лампочки которой мигают вечерами на витринах магазинов. Старая сигнализация, как в "Угольке", реагирует даже на сильный порыв ветра, но такой почти нигде не осталось. В основном на объектах сделан или идет капитальный ремонт и переоснащение на новые, передовые системы охраны. Тем не менее самая тяжелая смена для ОВО - в грозу. Случается до тридцати "атмосферных" сработок - изматывающий марафон от объекта к объекту.
В "Угольке", похоже, нечто подобное. Присутствие воров не обнаружено. Все равно в таких случаях вызывают "ответственного из хозоргана", чтобы попасть в помещение, убедиться, что там все в норме. Сотрудник "Уголька" живет на темной улице, в доме без номера. Настойчивый стук в ворота будит соседку. Приходится извиняться за ошибку, хотя не вина охранников, что существуют в Коркино дома без номеров.
Молодой мужчина, в данный момент "хозорган", открывает магазин. Проходим по полутемному залу, Сергей проверяет сигнализацию. Объект проверен и вновь "сдан на пульт". "Хозорган" подвозим до дома, советуя на прощание написать на нем номер "хоть карандашом".
- Это что! - вспоминает Дима. - Однажды в магазине "Ледокол" кошку ловили, из-за которой шла сработка. Она Володьку так поцарапала, что на больничный пришлось идти.
1.50. - 89-й! Надо "шайбу" забрать в "мойку". Диктую адрес: - это дежурный по городу привлекает охрану на помощь. У машины медвытрезвителя ("мойки") давно кончился бензин, все пьяницы ("шайбы") до утра будут доставляться другими дежурными экипажами.
"Шайбой" оказывается пожилой мужчина, который якобы гонялся за женой, позвонившей по 02, с топором. Топора мы уже не видим, но мужик явно перебрал, хотя пытается объясниться: "Я ничо, это она, курва, меня ком... ком... компроментирует!" Парни деловито усаживают его в машину: может, и так, а может, только уедет милиция, опять схватится за топор - лучше его в "мойку", от греха подальше.
2.15. Следующая "шайба" мирно спит на остановке у ДК "Горняк", шум дискотеки сюда не долетает.
- Ребята, может, не надо? Он же никому не мешает, - у меня прорывается жалость к прилично одетому мужчине. Патруль молча идет будить пьяного. В машине Дима поясняет: "А вдруг у него в кармане тысяча баксов? Он нам еще спасибо скажет, что деньги сохранили. Такое было: мужик с Севера приехал, хорошо погулял, проснулся в "мойке". Сначала принялся скандалить, потом посмотрел, что деньги целы, их несколько миллионов по тем временам было, и...
- :пригласил всех работников вытрезвителя в ресторан за свой счет! - радостно заканчиваю я.
- Только журналисты такое могут придумать, - смеется Дима. - Нет, он заплатил за всех клиентов, которые с ним ночевали. Еще через пять минут мы забираем из квартиры следующую "шайбу". Сюжет типичный: пришел бывший муж к бывшей жене выяснять отношения... Мужики, почему для этого надо напиваться в стельку? И чего выяснять, если уже развелись?
3.25. Дискотека "Рандеву" подходит к концу. Изнуренные посетители разбредаются и разъезжаются. На площади у ДК тусуются стайки молодежи. Вдруг в нескольких метрах от нашей машины вспыхивает драка. Один парень изо всех сил лупит другого затылком об асфальт, страшную сцену спокойно наблюдают зеваки.
Дима, Володя и Сергей вы-скакивают из машины. Милицейский камуфляж и автомат действуют отрезвляюще: тот, кто дубасил, вмиг ставит свою жертву на ноги, "болельщики" начинают уговаривать милиционеров:
- Все нормально, все о'кей! Это они так, тренируются, сейчас их по домам развезем - и все. Не надо протокола! У пострадавшего вся голова в крови, но он мычит, что претензий не имеет. Милиционеры возвращаются к своему автомобилю.
3.30 - 5.30. Сработка на автостоянке у вокзала ложная, случайно нажали на тревожную кнопку, перепутав с обычным выключателем. Еще одна сработка в магазине "Забота", но туда выезжает другой экипаж - это не наш сектор.
Возвращаемся на площадь к дворцу, наблюдаем, как в 4.15 его покидает персонал. На этом официальная ночная жизнь в Коркино окончена - нет ни одного питейно-культурного заведения, работающего позже 1.00. Молодежи некуда податься, кроме этой дискотеки, - бывшего спортивного зала с отвратительной вентиляцией.
Рассвет плавно переходит в настоящее утро. Прощаясь, подводим промежуточные итоги: выезд на ДТП, четыре "шайбы" в "мойку", одна проверка сигнализации, прекращенная драка - на счету нашего ночного патруля. Думаю, не такой уж тихой покажется эта ночь читателям, не имеющим отношения к профессиям экстремальных ситуаций. n