11-02-2000


Плутание с плутонием

Американцы готовы платить ПО "Маяк" за то, чтобы оно

не перерабатывало отработанное ядерное топливо

Сергей БЛИНОВСКИХ

Челябинск

7 февраля администрация Билла Клинтона объявила о важных деталях финансируемой США программы ядерного нераспространения в России. Итогом последних переговоров на уровне руководителей департамента энергетики США и Минатома России стало обещание российской стороны прекратить производство плутония из отработанного топлива АЭС. Финансовой основой этого моратория должно стать выделение Минатому 100 миллионов долларов. Эта сумма уже заложена в проекте бюджета департамента энергетики США на 2001 год. Информацию об этом в начале недели опубликовали две ведущие американские газеты "Нью-Йорк таймс" и "Вашингтон пост".

В телефонном интервью корреспонденту "Вашингтон пост" министр энергетики США Вилл Ричардсон прокомментировал результаты своих переговоров с министром атомной энергии РФ Евгением Адамовым. "Мы достигли принципиального согласия, - сказал он, - и настолько уверены в этом партнерстве, что даже заложили соответствующую сумму в бюджет". По словам Вилла Ричардсона, работа над текстом договора может занять до двух месяцев.

Предложение департамента энергетики о прекращении переработки обработанного ядерного топлива (ОЯТ) в России предполагает выделение из общего транша 45 миллионов долларов на проектирование и строительство на территории нашей страны сухого хранилища ОЯТ. Пуск такого объекта позволит отказаться от переработки топлива и выделения из него плутония. 20 миллионов долларов должны быть израсходованы на исследование возможных альтернатив принятому сегодня в России атомному топливному циклу и еще 30 миллионов долларов - на строительство завода по переводу военного плутония в гражданский и его хранение.

Впервые США обращают внимание на проблему запасов "гражданского" плутония в России. "Вашингтон пост" приводит данные о российских запасах плутония на середину 80-х годов. К этому времени только на ПО "Маяк" в результате радиохимической переработки ОЯТ российских и зарубежных АЭС было накоплено до 30 тонн плутония. По информации движения "За ядерную безопасность", ежегодно эти запасы пополняются на одну тонну и к сегодняшнему дню составляют около 40 тонн. Такого количества плутония вполне достаточно для производства 4000 боеголовок.

Американская забота о сохранности российского плутония объяснима: запасы этого расщепляющегося материала всегда будут оставаться лакомой приманкой для террористов. Однако очевидно, что, принимая решение о выделении России 100 миллионов долларов под обещание введения моратория на переработку облученного топлива, американские власти думают не только об опасности международного терроризма, но и о собственных стратегических интересах в сфере большой политики. Сооружение сухого хранилища ОЯТ позволит Америке не только усилить контроль за сохранностью российских ядерных материалов, но и в прямом и переносном смысле держать на мушке весь плутониевый арсенал России.

Ежегодно департамент энергетики США в рамках программы "Нанна - Лугара" безвозмездно дотирует Минатом России в размере 250 миллионов долларов. "Гуманитарная помощь" из-за океана идет на мероприятия по усилению контроля за сохранностью ядерных материалов и научных разработок. В частности, именно в рамках этой программы финансируется строительство хранилища делящихся материалов на ПО "Маяк", а также научные программы института биофизики в Челябинске и Озерске. По мнению американских экспертов, Конгресс США склонен поддержать инициативу департамента энергетики о выделении России дополнительного транша в размере 100 миллионов долларов.

Вчера в телефонном разговоре с корреспондентом "Челябинского рабочего" руководитель пресс-службы Минатома РФ Юрий Беспалько отказался официально подтвердить или опровергнуть информацию о готовности российских атомщиков ввести мораторий на переработку облученного топлива.

- Все это еще вилами на воде писано, - философски заметил он.

Комментарий председателя движения "За ядерную безопасность" Натальи Мироновой оказался более прагматичным. Лидер "зеленых" высказала предположение о том, что обещанный мораторий может оказаться тактической хитростью российских атомщиков, надеющихся получить американские деньги.

- Минатом никогда добровольно не откажется от прибыльных контрактов на переработку ОЯТ зарубежных АЭС, - сказала она.

Кроме того, по мнению Натальи Мироновой, реализация этого проекта чревата для Челябинской области опасностью социального взрыва. Мораторий на переработку облученного топлива означает остановку радиохимического завода РТ-1 ПО "Маяк". Сотни специалистов-атомщиков останутся без работы.

Виталий Садовников, генеральный директор ПО "Маяк":

- Тот плутоний, который получается после регенерирования отработавшего топлива на атомных станциях, не пригоден для использования в качестве непосредственного сырья для производства атомного оружия. Появление опубликованного выше документа связано скорее всего с тем, что иностранных партнеров не устраивает деятельность "Маяка", конкурирующего с ними на рынке отработавшего топлива АЭС в Европе. В большинстве своем - в Восточной.

Возобновившиеся вновь контакты России с государствами Восточной Европы, где расположены АЭС с реакторами ВВЭР-440, не устраивают западных конкурентов не только в плане регенерирования отработавшего топлива, но и в плане поставок свежего топлива для работы реакторов ВВЭР-440. Что касается утверждения о выделении департаментом США Минатому России 250 миллионов долларов, могу сказать следующее: ни один доллар на "Маяк" не поступал. А принципы "Маяка" стоят дороже прибавки в 100 миллионов долларов.

При телефонном разговоре Вилла Ричардсона с Евгением Адамовым не присутствовал, потому комментировать его не могу.

Виктор РИСКИН