11-02-2000


Дополнительно 16 трудовых часов

Новый проект Трудового кодекса ущемляет права наемных работников

Меньше года прошло со дня опубликования в "Российской газете" проекта Трудового кодекса (ТК) РФ, призванного заменить нынешний КЗоТ. Сегодня проект нового свода законов о труде находится в Государственной Думе. Вновь предлагается без лишней волокиты принять его и подарить народу. Но, когда внимательно знакомишься с этим, 16-м по счету проектом ТК, невольно задаешься вопросом: будет ли он востребован обществом, не станет ли обслуживать интересы узкой группы?

Есть негласное правило: всякий новый закон не может быть хуже предыдущего. Если он не прибавляет гарантий, то не должен хотя бы их уменьшать. Раньше это правило соблюдалось неукоснительно. О новом законопроекте, если судить с позиции социальной защищенности наемных работников, этого не скажешь.

Меняются подходы к продолжительности рабочего времени. Сорокачасовую рабочую неделю никто не отменяет. Но вводится новая, предусматривающая, что дополнительно 16 часов в неделю работник на благо любимого работодателя может трудиться по собственному желанию.

Скрытые сверхурочные работы легализуются. В условиях массовой безработицы не так много найдется тех, кто откажется написать заявление о дополнительной работе с оплатой в одинарном размере.

Уменьшается перечень работников, имеющих право на сокращенное рабочее время. В статье 92 проекта ТК определено: "Право на сокращенное рабочее время имеют работники, занятые во вредном производстве". Указаны некоторые дополнения к этому. Но не определено, что таким правом наделены и другие категории работающих в случаях, предусмотренных законодательством.

Если буквально толковать законопроект, то врачи, учителя и некоторые другие специалисты лишаются права на сокращенное рабочее время.

Нельзя не коснуться вопросов оплаты труда. Заработная плата определяется в проекте кодекса как вознаграждение, выплачиваемое работнику за выполненный труд. В 95-й Конвенции Международной организации труда (МОТ) определено, что это вознаграждение не только за труд, который выполнен, но и за труд, который должен быть выполнен. Уточнение очень существенное. В большинстве зарубежных государств сложилась практика, в соответствии с которой, если работник готов приступить к работе, но она не предоставляется по вине работодателя, то он в оплате не должен ничего терять.

У нас такая ситуация расценивается как вынужденный отпуск, оплачиваемый в размере двух третей тарифной ставки (оклада) (статья 94 КЗоТ РФ). Не делает подвижек в этом направлении и проект ТК, он оставляет решение вопроса на том же уровне.

Названная конвенция МОТ запрещает замену денежной заработной платы векселями, взаимозачетами и т.д. Устав о промышленном труде России еще в 1883 году запрещал выдачу заработной платы различного рода суррогатами. Мы порой забываем добрый российский опыт, вошедший в международные нормы. Это относится и к проекту нового кодекса.

Даже далеко не полный анализ законопроекта дает основания полагать, что не следует спешить с его принятием. Одновременно нужно искать другие пути, правовые механизмы наведения порядка в социально-трудовой сфере. Речь может идти о регулировании трудовых отношений с помощью коллективных договоров, соглашений, принятии нужных законов на областном уровне.

Налицо определенные подвижки. Но, к сожалению, в ходе работы над законопроектами в них нередко исчезают острые углы, они в значительной степени утрачивают первоначальный положительный заряд. Вычеркнуть проблему на бумаге не означает, что она исчезнет в реальной жизни.

На днях в средствах массовой информации прозвучала информация о том, что и.о. Президента РФ В.В. Путин и председатель ФНПР М.В. Шмаков во время личной встречи договорились о создании комиссии по доработке проекта ТК. Остается надеяться на успех этой работы.

Валерий ВАСИЛЬЕВ,

кандидат юридических наук