11-02-04
В галерее "Каменный пояс" открылась выставка очень интересного челябинского художника Бориса Чернышева. Экспозицию составили 16 живописных холстов, отсюда и название - "16 ступеней".
Собственно, сама выставка и есть одна большая ступень в движении художника к воплощению некоего идеального замысла. Зрители, вероятно, помнят выставки "Африканского клуба" в 1988-1989 годах их было пять. Это сообщество художников, чьим фирменным стилем стала задиристая непохожесть на то, чем занимались их старшие коллеги. Полемика шла по всем фронтам: то были другие формы, другие цвета, другой темп.
Для Бориса Чернышева, окончившего Мухинское училище по специальности "дизайн", графика, керамика и живопись стали вынужденной мерой. В городе просто негде было воплотить то, чему учили педагоги. А нереализованные идеи - тяжкий груз.
В 1993 году в картинной галерее прошла совместная выставка Бориса Чернышева и Александра Данилова, после которой в фондах нашего художественного музея появилось несколько их работ. В 2001-м - еще одна, персональная. На тех выставках Чернышев всегда представал мастером на все руки. Теперь же - только живопись, и это дает возможность пристальнее вглядеться в суть его творчества.
Борис Чернышев - художник серьезный. У него так: если берешься за кисть, то только затем, чтобы отобразить всю жизнь целиком, разгадать секрет ее гармонии и тщательно переложить итоги исследования на пространство холста. Натурализм он считает не просто халтурой, а чем-то сродни видеопиратству. С таких художников-плагиаторов, говорит, надо налог брать за использование чужой интеллектуальной собственности.
Его творческая идеология чем-то сродни толстовскому "остранению". Нужно забыть, чему тебя учили, не обращать внимания на предшественников, не думать о зрителе. Стать этаким младенцем, "чистой доской", чтобы вдохновение и талант сами вели и подсказывали.
Есть, к примеру, у Чернышева серия работ, навеянных одним живописным видом: излучина реки Сим, леса и горы, уходящие далеко-далеко. Пытливый Чернышев задается вопросом: как это сделано? Ответом становится новая реальность, в которой элементы исходного пейзажа редуцируются до знаков, цветовых акцентов. Это пространство уже вмещает в себя трепет самого художника, если угодно, психологию, ассоциации и всякие другие мистические переживания. Картина, кстати, называется "Мистический пейзаж". Если приглядеться внимательнее, то поймешь, что здесь нет ничего случайного или искусственного. Можно предположить, что хорошая школа и память о фовистах дают возможность Чернышеву сотворить эффектный фокус с цветом. Но цвет для него - лишь инструмент для организации пространства.
Готов ли зритель к такой гармонии? Вопрос риторический. И более адресованный не самому художнику, а образованности зрителя и внутренней его культуре. Сознание обывателя из всего, что дал культуре ХХ век, способно принять максимум французский импрессионизм. Однако экспрессионизм, пришедший ему на смену, - тоже уже часть истории искусства, которую мы вынуждены проходить задним числом. Сам Борис Чернышев не склонен систематизировать свое творчество. Ему ближе философия.
Судя по его работам, красота той же природы тревожна. Умиление от красивого пейзажа - лишь одна нотка. Очарование ею - это род психологического шока для горожанина. Лишь войдя в диалог с ней, можно ощутить эту внешнюю гармонию внутри себя. Чем и занимается Чернышев. Художник не делает ребусы, как думают многие, он, напротив, дает код к пониманию того, что мы панически ленимся понимать.
Освоив технологию постижения бытия на примере природы, Борис Чернышев переходит к человеку. Его работа "У зеркала" кричит ломаными и извивающимися линиями. Для художника это непонятное коловращение - чистый реализм, поскольку изобразил он гуттаперчевую пластику угловатой нимфетки, взбудораженной своим отражением. Самое интересное, что никаким другим способом всю эту дикую динамику на холст на уложишь. Столь же точна пространственная формула "Мальчика с мячом" - здесь мы увидим букет чувств и эмоций, собранных в пучок силуэта.
Чернышев вовсе не исключает для себя фигуративности. На выставке есть очень хороший портрет "смешная девчонка", который сможет сам все за себя и за автора сказать, поскольку оптика и система координат, тот самый код Бориса Чернышева, нам теперь известен.
Айвар ВАЛЕЕВ
Выставка "16 ступеней" работает до 26 февраля. Адрес галереи "Каменный пояс": Кирова, 165.