11-03-04
Михаил ФОНОТОВ
Челябинск
Я знал двух старообрядцев, которые произвели на меня сильное впечатление: шадринский полевод Т.С. Мальцев и каслинский скульптор А.В. Чиркин. В них, очень разных на первый взгляд, было одно сходное качество - верность себе. Некий духовный стержень не позволял им "согнуться", какие бы ни дули ветры. Они не могли предать ни себя, ни других.
Старовер как тип личности - это очень значительно. Консерватизм в нравственности (нравственность по природе своей консервативна) сочетается в личности старовера с "прогрессивностью" (весьма, впрочем, осмотрительной) в хозяйственной деятельности. Культ труда, а не культ "кайфа". Может быть, единственный "изъян" в характере старообрядца - его отчужденность, но и она объяснима.
Нам толкуют, что материальное процветание Запада, за которым гонятся все и мы в том числе, дано ему трудолюбием, деятельной активностью, рачительностью, уважением к богатству религии протестантов. Пусть так. Однако у нас были свои "протестанты" - старообрядцы, которых церковь и государство подавили. Значит, все дело в том?
Чтобы поговорить об этом, я пригласил на беседу Виктора Ивановича СТОЛБИКОВА - человека, связанного со старообрядчеством происхождением.
"Древлей веры ревнители"
"Шесть дней работай, а седьмой день Богу посвяти". В воскресенье старообрядцы отдыхают телесно, трудятся духовно. В такой день разрешается выпить немного вина. "Вино сердце человека веселит", сказано в Писании. Однако и здесь существует строгая дозировка. "Лучше, конечно, не употреблять спиртного вообще, но уж если нет силы воздерживаться, то допускается не больше трех рюмок, - говорит о. Иоанн. - Главное, чтобы человек не напивался. И стар, и млад должны уметь контролировать себя. Знать свою меру":
"Древлей веры ревнители" с молоком матери впитывают принцип жития: находиться в уединении, хранить чистоту культуры, нравственности. "Требуй от себя больше всех, считай себя хуже всех" - по такому принципу живут староверы. Впрочем, это отнюдь не значит, что старообрядцы - аскеты, чурающиеся всего мирского. Пусть и живут они несколько иначе, стараясь подать пример окружающим и в образованиии, и в поведении, и в одежде. Священники учат свою молодежь не гнаться за модой, воспитывают в них кротость и аккуратность. Девушки носят длинные платья и сарафаны, мужчины всегда обязаны ходить припоясанными.
Отец Иоанн считает, что необходимо возвращаться к древним русским обычаям, первоначальной культуре, а не гнаться за Западом.
Впрочем, сегодня староверы не чужды достижениям цивилизации, в частности, компьютерам. "Главное, использовать их не для игр и развлечений, а для работы", - говорит батюшка.
Максим ГУСЕВ
- Виктор Иванович, я хочу поговорить с вами не о старой или новой вере, а о другом - об экономической стороне жизни староверов. Насколько я знаю, люди они хозяйственные, трудолюбивые, экономные. Дома они ставят крепкие, во дворах у них все прибрано, постройки ладные, а жизнь - зажиточная. Вы это можете подтвердить?
- Да, многие из староверов сохранили эти черты. Они сохраняют традиции, жизненный уклад. Как рачительно вели хозяйство отец, дед и прадед, так ведут его сын и внук. Интуитивно или сознательно, староверы понимали, что такое основательное, хорошо устроенное или - есть такое выражение - тугое хозяйство, то есть все в нем туго, плотно забито, все на своем месте, оно в грядущие трудные времена будет подспорьем. Но надо сказать и то, что в годы советской власти многие люди, по корням старообрядцы, потеряли уклад своих предков. Может быть, таких даже большинство.
- А тех, с тугим хозяйством, вы знаете?
- Знаю, конечно.
- И есть примеры?
- Я встречал их в Каслях, в Миассе. Я у одного спросил, как он сыновей воспитывал: соблазнов-то много. Он мне ответил так: "Все через труд, все через труд. Им на танцы или еще куда погулять-побегать, а у меня работа. Благодаря труду сыновья от искушений были ограждены. Все пошло на пользу".
- Не хотите назвать имена?
- Без их согласия не хотелось бы.
- Ну, хорошо.
- Есть еще пример. Человек, который выстроил церковь в Миассе, по своим корням старообрядец, - руководитель предприятия. Он, может быть, не настолько воцерковлен, не так ревностно соблюдает все обряды и правила, но его основательность в труде, в постановке своего предприятия показывают его крепкую хозяйственную жилку. Его можно назвать. Это Леонид Николаевич Звездин. Косточка старообрядческая у него достаточно крепкая.
- Виктор Иванович, а как шел отбор? Как получилось, что хозяйственные люди оказались староверами, будто их выбирали по деловым качествам? Или, может быть, эти качества они приобретали потом?
- Однозначно не ответишь. С одной стороны, люди были поставлены в сложные условия. Многие были вынуждены уходить на Урал, в Сибирь, заново, с нуля заводить хозяйство. Естественно, им приходилось много работать, и они получали навыки и привычки к напряженному труду, дающему результат. С другой стороны, надо полагать, что до раскола это была отличительная черта русского характера и образа жизни. Наконец, может быть, главное в том, что старообрядцами становились в основном те, кто был достаточно ревностным в своей вере. А что такое ревность? Это когда человек все делает во славу Божию. А когда делается во славу Божию, тогда меньше небрежности, больше добросовестности. Добросовестность прослеживается и в совестливом отношении к тем предметам, которыми пользуешься, в бережливости, рачительности. Прежде всего в домашнем труде.
- Значит, эти качества позволяли старообрядцам добиваться успеха не только в своей усадьбе. Они были успешными предпринимателями, собственниками предприятий, владельцами больших состояний.
- Да. Добавлю к сказанному: старообрядцам помогала самостоятельность, независимость мышления. Решимость отстаивать веру отцов предполагала определенную силу духа, силу воли. Качества, которые проявлялись в вере, могли проявить себя и в деловой сфере.
- Известно, что подъем металлургии на Урале, всей уральской промышленности в ХVIII веке и позже неразрывно связан с деятельностью деловых людей из среды старообрядцев.
- Да, примеров таких много. О том же Демидове говорили, что он тайный старообрядец. Взять Якова Коробкова, основателя Каслинского завода, он был старообрядцем. Расторгуевы, Харитоновы. Или Григорий Зотов - личность, по-моему, выдающаяся, но в свое время оклеветанная. Очень часто приказчики и управляющие уральских заводов назначались из числа старообрядцев.
- Теперь, Виктор Иванович, я хочу поставить главный вопрос. Тот вопрос, ради которого и заводилась речь. Известно, что раскол потому и раскол, что он расколол Россию. Пусть не напополам. Есть сведения, что в раскол ушла треть населения России. Пусть тех, кто ушел в раскол, было меньше на то не решившихся. Но и сочувствующих им было, надо полагать, немало. К тому же остаться в старой вере людям было проще, чем признавать новую. Словом, не исключено, что верх могли взять сторонники старой веры. И что было бы тогда? Мы имели бы теперь другую Россию?
- Что касается расцвета промышленности, то это в сущности и произошло. Есть же данные, что перед революцией до 60 процентов промышленного капитала было в руках старообрядцев. Но преобладание в хозяйственной жизни не могло привести к возвращению старой веры.
- Почему?
- Ведь сказано, что царство, расколовшееся в самом себе, погибнет. А здесь раскол произошел не просто в государстве, а в самом сердце государства - в церкви.
- Старая вера была обречена?
- Не надо ставить стену между старой и новой верой. Нет двух вер. Есть одна. Есть русское православие, русские обряды, которые сложились в течение шести веков до раскола. И есть реформированное православие, в котором часть обрядов порушена. Но она, современная русская православная церковь, меняет свое отношение и к древнерусской иконе, и к древнерусской музыке, к знаменным распевам. Во многом происходит возвращение.
- Виктор Иванович, я завел этот разговор потому, что в последнее время нам внушают, что русским людям не хватает прилежности, трудолюбия, предприимчивости, что гуляки мы и лентяи. И будто бы в том вера тоже виновата. Нам говорят, что Запад вышел на новый уровень жизни благодаря протестантизму. А старообрядчество, говорят, и есть наш протестантизм. Значит, если бы Россия жила по укладу старообрядчества, то она была бы подобна Западу.
- Бытует такая точка зрения. Но здесь тоже не все так просто. Протестанты отождествляют богатство с богоизбранностью. То есть, если человек богат, то потому, что Господь ему помогает и благоволит ему. Но это совсем не так. Богатство - не показатель богоизбранности. Часто получается так, что богатый человек потому и богат, что Господь от него отвернулся и допускает его этим богатством нечестиво пользоваться и приумножать его потому, что Он потерял надежду исправить его. Все воздаяние он получит позже.
- Значит, нет сходства у старовера с протестантом?
- Какое-то сходство есть. И рачительность, и упорство в достижении цели. Но у нас ситуация несколько иная. Работать не для того, чтобы просто стать богатым. Богатство от Бога, и состоятельный человек только распорядитель его. Но поскольку старообрядчество было вынуждено противостоять государству в вопросах веры, богатство было большим подспорьем.
- Государство противостояло?
- Да, в плане вероисповедания. Вместе с тем старообрядчество ни разу за все триста с лишним лет не выступило с каким-то организованным протестом против государства. В старообрядцах, ревностных в своей вере, очень сильно было и такое качество, как смирение. Они не отождествляли Отечество с государственной властью. Потому я и говорю, что мотивация была несколько иной, чем у протестантов.
- Виктор Иванович, позвольте несколько цитат. Польский писатель, живущий в России, Мариуш Вильк: "Солженицын не зря говорит, что раскол имел больше последствий, чем большевистская революция". Сам А.И. Солженицын: "По моему глубокому убеждению, первая роковая трещина в нашем хребте, первый жестокий удар нашему духовному и национальному сознанию мы нанесли себе губительным Расколом". Чем дальше, тем явственней звучат упреки государственной власти, которая допустила раскол.
- Если говорить о Романовых, то надо избирательно относиться к тем царям, которые правили до Петра и после него. По сути Петр завершил процесс разрушения старого быта, который начался после раскола - все эти меры против бород, кафтанов и т.д. И надо видеть направленное влияние на Петра.
- И тогда, и теперь возникает одна и та же мысль: стоило ли так раскалывать русское общество? И та, и другая сторона, казалось бы, на какой-то грани могли понять, что раскол приносит больше вреда, чем пользы, а может быть, один вред. Распри не на пользу России. Сколько можно доказывать эту истину?
- Это, действительно, трагедия народа и государства. В любом споре нет абсолютно правой стороны. Может быть, тогда можно было найти какой-то путь, который не привел бы к расколу. Мне приходилось читать различные грамоты, в которых простые крестьяне просили: дайте нам попа, который будет служить по старым обрядам, и мы готовы подчиняться русской православной церкви. Известно, что на Урале было очень много самосожжений. Но перед тем, как решиться на такой шаг, люди писали челобитные и ждали ответа. Но ответа не было. Простому человеку раскол не нужен был. Он добивался только одного - сохранить веру отцов. Ведь перемены все равно произошли. В 1800 году было учреждено единоверие. Староверам официально разрешались старые обряды.
Раскола можно было избежать и нужно было избежать, но, видимо, наша греховность не позволила.
- Вроде бы есть противоречие: старообрядчеству приписывается бытовой консерватизм, в то же время в экономике оно стремилось к техническому прогрессу.
- Противоречия нет. Консерватизм проявлялся именно в сохранении своей веры. Здесь старообрядцы были тверды и непреклонны. Что касается технического прогресса, то здесь проявлялась духовная сторона староверов, их ревностность веры: все делать во славу Божию. То есть делать лучше. А чтобы делать лучше, надо, в чем позволительно, идти в ногу с техническим прогрессом. Противоречия нет.
- Но был консерватизм в быту, в правилах нравственности.
- В бытовом плане консерватизм проявляется и сейчас. Например, в отношении к электронной технике. И не безосновательно. Для духовной жизни и нравственности от телевидения больше вреда, чем пользы.
- Можно подумать и так, что старообрядцы по крайней мере пытаются не поддаваться новшествам сразу. Поэтому допустимо, что изменится их отношение и к электронике. Ведь без нее в наше время нет прогресса в экономике.
- Но допустимо и то, что сами старообрядцы недальновидно увлекались новшествами. Сейчас-то мы понимаем, что технический прогресс губит землю, на которой мы живем. Но верней всего сказать, что Господь наказывает не за технический прогресс, а за грехи.
- Виктор Иванович, а что такое старообрядчество в наши дни здесь, на Урале?
- У нас есть уральская старообрядческая епархия. Ее центр в Перми. Там строится кафедральный храм. Епископа на Урале еще нет.
Может быть, вы не знаете - я для себя сделал выбор. Меня все-таки тяготит грех раскола. И я вернулся в лоно православной церкви на правах единоверия, на основе отправления старых обрядов.
- А корни у вас старообрядческие?
- Да, я потомственный старообрядец.
Сейчас численность старообрядцев небольшая. Но старообрядчество все-таки возрождается. Правда, процесс возрождения идет трудно.
Первые челябинцы - староверы?
В одной из легенд, собранных и опубликованных челябинским краеведом Ф. Горбуновым, говорится о том, что на правом берегу Миасса жили башкиры, а на левом поселились русские люди. Стоить отметить, большинство из них были староверами и покидали свои земли из-за преследования со стороны официальной православной церкви.
В 1716 году Петр I разрешил староверам жить открыто в городах и селениях с условием платежа двойного оклада-налога. Так в России появились "двоеданы" - легальные староверы.
Через год Петр I направил своих представителей организовать рекрутский набор, но старожилы отказались служить в армии, сославшись на свои религиозные принципы. Император в назидание послал карательную эспедицию, которая огнем и мечом прошлась по Челябинской и Тюменской земле. В. Пикуль в романе "Слово и дело" на первой странице об этом пишет так: "Сгорали семьями, толпами, селами. Иногда по 30000 сразу, так было то на Исети да на Тоболе, было так на Челяби да Тюмени".
В. БОРИСОВ
Монастыри
С середины ХIХ и до начала ХХ века самыми известными обителями старообрядцев на Урале были мужской скит близ Златоуста на озере Тургояк и женский Никольский скит близ Миасса. Видимо, они были основаны еще в ХVIII веке как беглопоповские монастыри. В скиту на острове Пинаевом на озере Тургояк проживало до 20 иноков. По легенде, начало скитской жизни положила некая Вера, бывшая княгиней. Ее могила почиталась старообрядцами как одна из святынь. Позже здесь возникла мужская обитель: была устроена небольшая церковь, трапезная, кельи для монахов. Скит перестал существовать в конце ХIХ века, когда каменный храм был сожжен и частично разрушен, уничтожены кельи.
Миасский Никольский монастырь существовал с середины ХIХ века до 1924 года. Здесь проживало 30-50 монахинь, кормившихся своими трудами: сеяли хлеб, ловили рыбу, держали скот, огороды. Была выстроена деревянная церковь с колокольней. После разгрома в 1924 году более 60 насельниц отправились в Сибирь, чтобы устроить новый скит, но безуспешно. Некоторые из них во второй половине 1930 годов вернулись в Миасс, укрепив местную общину.