11-03-04


И только ветер в голове

О причинах аварий, которые не запишешь в протокол

Когда классик заметил, что в России две беды - дороги и дураки, он, скорее всего, и не подозревал, что в какой-то исторический момент они могут сойтись в гремучей смеси.

То, что творится на наших дорогах, уже давно назвали войной. И правда - здесь гибнет больше, чем во всех наших "горячих точках" и громких терактах. Самое страшное, что мы успели к этому привыкнуть, как к неизбежному злу. Но так ли оно неизбежно? Ведь причины пресловутых ДТП можно было бы назвать смешными, если бы не их трагические последствия. Воспользуемся творческим методом Льва Толстого и попробуем посмотреть на происходящее глазами постороннего.

Даже короткая поездка в автомобиле по городу не обходится без того, чтобы не увидеть автоаварию. В Челябинске есть несколько "несчастливых" мест, где они происходят чаще всего. Но мистика тут ни при чем. Гаишники говорят о невнимательности водителей, о пьяных за рулем, об увеличившемся количестве машин. Все это верно. Но есть и некоторые другие причины.

Интересно, что во многих африканских странах на городских дорогах нет ни светофоров, ни знаков. А значит, и правил. Но, между тем, система есть. Главным средством, упорядочивающим движение, является клаксон. Гомон бибикалок не смолкает ни на секунду - так водители привлекают внимание других участников движения к своим перемещениям. Как ни странно, аварий немного. Объяснить это можно тем, что африканские водители не рассчитывают ни на знаки, ни на светофоры, а лишь на себя. В Европе - там другая история. Тамошний люд к законам и правилам относится известно как, а значит, доверяет остальным участникам движения. В России же - ни рыба ни мясо. В силе как бы две эти системы, у нас Европа и Африка существуют одномоментно. Возможно, что ДТП потому и случаются - кто-то ездит по-африкански, кто-то - по-европейски. И вместе им не разъехаться, потому что когда наперерез тебе вылетает какой-то орел на красный сигнал светофора да еще при этом сигналит - это не объяснить простой невнимательностью, это уже мировоззрение.

Следующая причина, о которой говорят водители со стажем, это, извините, женщины. Вообще-то они по природе своей более аккуратны и осторожны. Но в наших условиях про природу как бы забывают. Самое плохое, что может произойти с женщиной, - это когда она хочет выглядеть мужчиной. Получается - "святее папы римского". Точно такая же история, когда женщина начинает материться. У мужчины это получается органично и безобидно. А у женщины - грубо и неестественно. Знакомый водитель рассказал мне удивительную историю, от которой не может прийти в себя и сейчас. С каких-то пор он перед тем, как затормозить, стал поглядывать в зеркало заднего вида. Это особенно полезно зимой - дорога скользкая и некоторые просто не могут рассчитать тормозной путь. Так вот, однажды стоит он на светофоре, поглядывает в зеркало и видит быстро приближающуюся сзади машину. Расстояние уменьшается, а та вроде бы и не собирается сбавлять скорость. Решил перестраховаться, газанул и ушел в правый ряд. И буквально через пару секунд по этому месту со свистом промчалась эта машина. Причем на красный свет! Через квартал мой знакомый догнал лихача. Он оказался молодой женщиной. "Сидит, - говорит, - и смеется". Это как называется? На что рассчитывала красавица? "И глаза были вроде нормальные", - подытожил знакомый.

Про глаза это он неспроста сказал. Пьяного выдает запах, а наркомана - глаза. Это еще один бич наших дорог. Многие дураки, имеющие права, почему-то считают, что употреблять наркотики за рулем лучше, чем водку - если что (это значит - встреча с ГАИ), труднее попасться. То есть главная беда, которая, по их мнению, может приключиться на дороге, это встреча с гаишником:

Как ни странно, но очень вероятно, что статистику ДТП портит и ОСАГО, оно же - "автогражданка", обязательное страхование автомобильной гражданской ответственности. Глупый водитель думает: если и попаду в аварию, мне все возместят. Сюда же присовокупим и другую новацию наших законодателей. Они решили смягчить наказание за оставление водителем места происшествия. То, что "происшествие" зачастую есть синоним преступления, депутатов не взволновало. Они бы пришли в дом сбитых пешеходов - покалеченных и убитых лихачами. Закономерность: да, ужесточение кары практически не уменьшает количества преступлений. Но вот, напротив, смягчение наказания - их увеличивает.

Ни тот, ни другой феномены простыми словами не объяснишь. Это психология. Ею же специалисты объясняют количество "шумахеров" на нашей дороге. Человеку, чтобы выпендриться, нужно кем-то быть. Это трудно. Гораздо легче сесть в большой и мощный автомобиль и реализовывать свои комплексы через него. Однажды мой приятель дал мне поуправлять своим джипом - совершенно другие ощущения, чем на моей "шестерке". Просто красота - все от тебя шарахаются, как от чумы. Сидишь, смотришь на все это с высоты, а шесть "горшков" (то бишь цилиндров) делают свое дело: мощность, как у танка, а управляется это чудище, как игрушка. "Крышу" сносит моментально. Как у шизофреника весной.

Кстати, в это чудное время года проявляется еще один, сезонный, фактор аварийности. На днях буквально под окнами нашей редакции произошел совершенно курьезный случай. Какой-то джигит на "жучке" увидел девушку в короткой по причине припекающего солнышка юбке и высунулся из окна - типа пытается ее собой заинтересовать. Как не свернул себе шею - непонятно. Зато всем, кто был в этот момент на улице, было совершенно очевидно, почему он въехал в бок стоявшей иномарке:

Можно было бы найти еще много частных причин этого всплеска аварийности на наших дорогах. Но если у водителя ветер в голове, все остальное - детали. Таким нужно по воздуху летать. Впрочем, не дай Бог:

Айвар ВАЛЕЕВ