11-03-04
Сборная команда России завоевала небывалое количество наград: три золотые медали, шесть серебряных, одну бронзовую и восемь в категории "мерит" (так называются в кулинарных конкурсах аналоги четвертого места). В общем успехе большая заслуга челябинцев Светланы Подзноевой и Александра Лещука, выступавших в составе российской сборной и занявших призовые места в различных номинациях. В роли играющего тренера рядом с ними был Джордже Костич.
Джордже Костич:
- Чемпионат подтвердил международный уровень челябинских мастеров и репутацию Челябинска как города высокой кулинарной культуры. В 1998 году, когда я приехал в столицу Южного Урала, в Европе никто о ней не слышал. Сейчас за рубежом в профессиональной среде кулинаров и рестораторов Челябинск звучит так же весомо, как Москва и Санкт-Петербург. Кстати, сначала наших ребят постоянно спрашивали: "Вы из Москвы?" или "Вы из Петербурга?" А потом уже стали узнавать и их самих, и их творческий почерк. Кроме того, чемпионат стал дебютом для моей 15-летней дочери Тамары, которая заняла четвертое место за изделие из марципана. Мне это очень приятно. Шеф-повар ирландского паба "Лиса и гусь" Милорад Максимович принял участие в чемпионате в команде Сербии и Черногории и занял в одной из номинаций четвертое место.
- Кто еще принимал участие в чемпионате?
Александр Лещук:
- Кроме России и Турции - представители Италии, Ирландии, Греции, Индии, Кипра, Сербии, Мальты, Азербайджана - почти 300 участников из 11 стран. Чемпионат продолжался пять дней и был отмечен сумасшедшим количеством номинаций. Для простоты подсчетов им присваивались коды. Сборная России участвовала в 23 номинациях, 5 из них были показательными и 18 оценивались обычным путем. Несмотря на то, что у каждого из нас была своя кухня, газовая плита, духовка и самый необходимый инвентарь для приготовления блюд, то и дело возникали нештатные ситуации.
Джордже Костич:
- Это происходило из-за напряженной программы. Для того чтобы успевать готовить блюда и для жюри, и для зрителей, часто приходилось забывать о сне, работать ночью. Например, Светлана Подзноева вдруг обнаружила, что торт, который ей к семи утра нужно было представить на выставку, потерял форму. Видимо, в суете кто-то его задел. Надо было готовить новый. В три часа ночи мы бросились на кухню отеля, едва уговорили продать несколько яиц за пять долларов... К пяти утра Света приготовила шикарный торт, в семь за ним пришел автобус, а чуть позже мы с радостью узнали, что торт взял "серебро".
Александр Лещук:
- Не менее драматичной была судьба у блюд из карамели, которые пообещала представить на чемпионат другой член сборной команды России - москвичка Елена Шрамко. Ее выступления на чемпионате ждали, потому что на Западе почти не работают с карамелью. Для приготовления нужна глюкоза, которая по виду напоминает пластид, и Елена, уже имеющая печальный опыт общения с представителями служб безопасности международных аэропортов, на сей раз решила не рисковать с провозом, надеясь купить глюкозу в Турции. Но прилетели мы вечером, магазины уже закрывались, а тут еще трудности перевода, никто не может объяснить, как по-турецки "глюкоза". Кончилось тем, что мы купили-таки на одном из рынков 25-килограммовую глыбу сырья (меньше не продавали), и Елена всю ночь выдувала из него дракона, объятого пламенем. Работа была выполнена мастерски, но утром нас ожидало новое испытание: оказывается, блюдо надо было везти в другой город. А изделие из карамели - то же стекло: неосторожное движение, порыв ветра могут вмиг обрушить плод долгих трудов. Лениного дракона мы везли по узким улочкам Стамбула с перепадами рельефа буквально на вытянутых руках. Не верили, что довезем. Но довезли. Дракон поразил и участников, и зрителей чемпионата.
- А вас самих что поразило на чемпионате?
Александр Лещук:
- Выступление сборной команды Ирландии. Они работают, как единый механизм. Подготовка к состязаниям начинается за полгода, включает в себя не только специальные вопросы, но и психологические тесты. У ирландцев потрясающее профессиональное оборудование: металлический чемодан, в котором хранится все, о чем только может мечтать кулинар, - маленькие сверкающие кастрюльки, ложки, ножи, взбивалки. С такой экипировкой никакое самое сложное задание не застанет тебя врасплох. В этом отношении нам до них пока далеко.
- У меня вопрос к Джордже Костичу. Перед Новым годом вы объявили о своем отъезде на родину в Бел-град. Сегодня вы вновь среди нас. Означает ли это, что отъезд отменяется?
Джордже Костич:
- Признаюсь, во мне все перевернули слова мэра Челябинска Вячеслава Тарасова, произнесенные им на вручении мне звания "Человек года". Мэр сказал, что следит за моими проектами и одобряет их. Сказал, что мы делаем полезное дело. Разве можно после этого уехать? С Челябинском связан огромный кусок моей жизни. Поэтому я остаюсь на Урале в прежнем качестве - генерального менеджера Центра гостеприимства "Европа". И надеюсь осуществить еще много новых планов как в Челябинске, так и в Екатеринбурге.
Лидия ПАНФИЛОВА