11-04-02
Ольга АЙЗЕНБЕРГ
Челябинск
Эта история успела обрасти бородой, поскольку тянется четвертый год. С тех самых пор, как 7 апреля 1999 года управление пенсионного обеспечения населения (УПОН) приостановило выплату пенсий 24 бывшим работникам ЗАО "Уралрезина". Тем, кто в 1985-1998 годах был отправлен на заслуженный отдых на льготных основаниях, по так называемому списку N 1: женщины - с 45 лет, мужчины - с 50.
Беспрецедентную акцию УПОН предпринял с подачи отделения Пенсионного фонда РФ по Челябинской области, специалисты которого в сентябре-октябре 1998 года провели документальную проверку состояния льготного пенсионного обеспечения на заводе "Уралрезина". Результаты ревизии оказались неутешительными: работники двух цехов (подготовительного и вулканизации) не имели права на льготы по списку N 1. По всему выходило, что администрация предприятия ввела в заблуждение и заводчан, и УПОН, назначивший им пенсии по справкам ЗАО. Руководство "Уралрезины" ознакомили с итогами проверки, предложив отозвать документы как необоснованно выданные и возместить ущерб, причиненный Пенсионному фонду.
Выплату пенсий возобновили лишь пять месяцев спустя, после вмешательства прокуратуры и по решению суда. Больше трех лет люди исправно получали причитающиеся им деньги и почти забыли о стрессе, пережитом в 1999 году. За это время ряды участников конфликта поредели: двое закончили свой жизненный путь и ушли в мир иной.
Но выполнив решение суда, областное отделение Пенсионного фонда РФ оружия не сложило и попробовало вернуть свои средства иным путем. Оно решило взыскать неправомерно выплаченные деньги с виновника инцидента - ЗАО "Уралрезина". В 2000 году отделение обратилось в арбитражный суд Челябинской области. В судебном заседании предприятие не смогло подтвердить документально право на льготное пенсионное обеспечение своих работников. Его обязали возместить нанесенный истцу ущерб. Решение суда обжаловалось, но кассационной инстанцией было оставлено в силе. Однако к тому времени с завода уже ничего нельзя было взять: ЗАО обанкротилось, 28 августа прошлого года в нем было открыто конкурсное производство. Сумма вмененного "Уралрезине" ущерба попала в разряд задолженности, включенной в реестр требований кредиторов.
В конце прошлого года управление Пенсионного фонда РФ Миасса предприняло вторую попытку снять резинщиков с денежного довольствия. 20 декабря коллегиально были приняты решения "о прекращении выплаты ранее назначенных пенсий по списку N 1" двум десяткам бывших работников "Уралрезины". 12 из них не получают денег с 1 декабря 2001 года, остальные восемь - с 1 января 2002-го. Правда, шестеро женщин и двое мужчин, чей возраст перевалил соответственно за 55 и 60 лет, переведены на пенсию на общих основаниях. Остальные вынуждены озаботиться добыванием средств к существованию.
С самообеспечением, однако, у большинства проблемы. Сейчас молодым и здоровым непросто найти работу, а людям предпенсионного возраста - и подавно. К тому же многие из них имеют целый букет болезней. Например, 59-летний М. Пичугин пережил два инфаркта, в 1995 и 1997 годах, мается с ногами. Среди отлученных от пенсии еще одна инфарктница - Т. Трускова. В. Горин, которому льготная пенсия тоже вроде как не положена, работал с вредными ингредиентами и сейчас почти ослеп и обезножел.
Люди чувствуют себя обманутыми. "Когда мы поступали на работу, - пишут они в письме на имя председателя ПФ РФ М. Зурабова, - нам говорили, что работающие в подготовительном цехе и цехе вулканизации идут на пенсию согласно списку N 1. Так оно и было с момента основания завода в 1956 году. И мы добросовестно отработали положенный стаж. Отправляя нас на пенсию, справки и все документы проверял Миасский УПОН, который находил их правильными и законными и направлял в областной УПОН. Там их тоже проверяли и назначали нам пенсии. А сейчас, спустя столько лет, эти самые организации справки на льготное пенсионное обеспечение сочли необоснованно выданными. Куда они смотрели раньше? Мы, 20 пенсионеров, оказались крайними, над нами попросту творят произвол: то дают пенсию, то снова отбирают. Здоровье мы потеряли, работая во вредных условиях труда, дорабатывать нам уже не под силу. Нет у нас сейчас ни стажа, ни здоровья, ни средств к существованию".
Послания подобного рода они отправили во все известные им инстанции в городе, области и федеральном центре. В феврале 2002 года прокуратура Миасса опротестовала в порядке надзора решения о прекращении выплаты пенсий. Управление Пенсионного фонда РФ Миасса протесты отклонило. Тогда прокурор города Д. Хиноверов направил в Миасский горсуд 20 заявлений с просьбой признать незаконными решения управления и обязать его восстановить выплату пенсий с момента прекращения. Свою просьбу Дмитрий Геннадьевич аргументировал ссылкой на ст. 20 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в редакции от 27.11.2001 года), действовавшего на момент принятия решения. Согласно этому нормативному акту пенсия назначается пожизненно, а прекращение ее выплаты не предусматривается.
Поступившие в суд заявления распределили между тремя служительницами Фемиды. Одна из них оставила переданные ей документы без движения. (Есть у юристов такой термин. Он означает, что заявителю необходимо предоставить дополнительные доказательства по существу спора). Прокуратура намерена опротестовать эти судебные определения.
Начальник управления ПФ РФ Миасса Е. Губина признается, что ей искренне жаль отлученных от пенсии людей. По мнению Елены Александровны, при рассмотрении вопроса в суде в качестве третьей стороны должны быть привлечены представители ЗАО "Уралрезина": бывшим работникам, по вине предприятия оставшимся сейчас без какой бы то ни было пенсии, завод мог бы выплачивать ее за свой счет.
Правда, это справедливое и разумное по сути предложение на практике вряд ли осуществимо. На днях путем открытой продажи москвичам были реализованы станки и инструменты завода-банкрота, а его здания и сооружения приобрело ОАО "УралРезинаКомплект". От продажи активов удастся выручить не более полутора миллионов рублей (для сведения: сумма задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, превышает 18 миллионов). Конкурсное производство продлится на "Уралрезине" еще месяца три-четыре, после чего ЗАО будет ликвидировано. А с "УралРезинаКомплекта", как говорится, взятки гладки: это ОАО не является правопреемником обанкротившегося предприятия.
Выходит, когда-то руководители завода ввели в заблуждение чиновников. Сейчас одних уж нет, другие далече, а третьи по закону ничем не обязаны. Остались доведенные до отчаяния люди. 15 апреля они намерены прибегнуть к крайней мере - устроить на частной квартире бессрочную коллективную голодовку. Все равно есть нечего: n