11-04-02


Камни степного края

Краевед Александр Матора открывает страну Нагайбакию

Александр Максимович Матора, уральский краевед, знаток и любитель камня, шесть лет назад при активном содействии районной администрации открыл в Фершампенуазе музей камня.

Его частная коллекция, насчитывающая тысячи камней и минералов, теперь доступна всякому желающему. Свидетели старины глубокой расположились по-хозяйски в уютном доме супругов Матора. Каждый квадратный сантиметр дома использован с максимальной выгодой для чудесных и затейливых экспонатов. По глубокому убеждению хозяина, камни не просто все чувствуют, понимают, но и живут своей особой жизнью.

Александр Максимович влюблен в свое дело и в своих питомцев. Экспонаты коллекции собраны на территории от Нижнего Тагила до Орска. Богатство, представленное в экспозициях музея камня, стало достоянием жителей юга области: посмотреть на удивительные камни едут многие, а потом охотно пополняют коллекцию музея.

Ценна коллекция Маторы прежде всего тем, что его увлечение совпало с любовью земляков к родному краю, искренним желанием познавать мир вокруг себя. Так, показывая поделки из серпентинита, Александр Максимович шутя называет его фершампенитом. А район, в котором живет, гордо величает страной Нагайбакией. Примечательно и то, что большинство камней перебралось в музей из отвалов находящегося неподалеку рудника Южного, называемого в народе Хрусталь.

Страна Нагайбакия - одно из действующих лиц сокровищницы Маторы. Здесь все пронизано любовью к ней мастера, родина которого Магнитогорск. Самая большая в районе ольховая роща находится в поселке Париж, вот и в доме камня нам показали посвященную ей необыкновенную, теплую, словно вобравшую в себя всю тайну этих деревьев небольшую миниатюру.

"Каменной" болезнью Александр Максимович заболел давно, впервые попав в Забайкалье. Дикий и одновременно блистательный край поразил его тем, что все дороги были усыпаны мелкими камушками. Так пришли в его жизнь агаты. Позже он работал в Пласте, затем на руднике Южный, многие привыкли к его походам за ценным кладом.

По названиям экспонатов нетрудно догадаться, как долго рассматривали, затем размышляли над ними. Только вслушайтесь: Голова быка, Локон Венеры, Барон Мюнхгаузен.

Каждая вещь занимает здесь свое место. Есть золотые монеты, которыми промышленники, русские миллионеры прошлого века братья Демидовы рассчитывались со своими рабочими. А нашли их, между прочим, у вагонетки, рядом был скелет, недалеко валялись и кандалы, которыми несчастный и был, видимо, прикован к вагонетке.

А есть копия шкатулки, выполненной другом Маторы мастером из Златоуста Владимиром Блиновым. Оригинал подарен экс-премьеру Виктору Черномырдину.

Матора любит свои камни, обожествляет их. А они, в свою очередь, научили его любить классическую музыку. Хотя насчет музыки у Александра Максимовича своя теория. Так, он рассуждает: "Откуда появилась музыка? Это камни - свидетели древности рассказали авторам музыки нечто такое, отчего и родились мелодии". Тогда и одно из его любимых произведений "Аве Мария", переданное камнем, - олицетворение застывшей в нем торжественности и святости. Он давно уже понял, как созвучны в его душе две эти стихии - музыка и камень. Поэтому он подолгу подбирает к кадрам, снятым любительской видеокамерой, неповторимое музыкальное сопровождение.

Камни он отождествляет с живыми существами. Так, разглядев в осколках хрусталя голубые прожилки, он называет их вельможами, видимо, по аналогии с тем, что прожилки очень напоминают кровеносные сосуды, наполненные голубой кровью. Александр Максимович - прекрасный рассказчик, скороговоркой проговаривает он легенды и предания о камне, порой и сам сочиняет незамысловатую историю.

Камням уже тесно в родном доме, хозяин и его милая супруга Александра Ильинична мечтают о том, чтобы можно было развернуть экспозицию во всей красе. Да и для нагайбакцев, полюбивших питомцев Маторы, хуже от переезда в просторное помещение не стало бы.

Александр Максимович на понимание властей надеется, да и для расширения дома камня все предпосылки есть, рядом - месторождение поселка Северный, местные жители уже к нему обращаются за помощью, хотели бы коллекцию пополнить. Надежда Маторы не беспочвенна. Не случись у него знакомства с главой Каирбеком Сеиловым, а затем с заведующей отделом культуры администрации Раисой Сидориной, не было бы знаменитого музея. Именно они в свое время как истинные старатели смогли разглядеть, увидеть и выделить неистребимую любовь к прекрасному краю, которая стала вторым "я" Александра Маторы.

Куралай АНАСОВА