11-04-03
Сергей БЛИНОВСКИХ, Сергей КРАПИВИН
Карабаш - Челябинск
Вокруг Карабаша снова неспокойно. Только на сей раз причиной волнений стал не новый виток застарелого конфликта с Уральской горно-металлургической компанией вокруг медного предприятия, а инициатива известного "яблочника" Сергея Митрохина о закрытии ЗАО "Карабашмедь". Несколько дней назад в интервью нашей газете гендиректор Кыштымского медеэлектролитного завода (основного акционера "Карабашмеди") Александр Вольхин крайне резко высказался в адрес эколога-"яблочника", профком предприятия разослал в СМИ открытые письма с гневными протестами. А побывавший вчера в Карабаше с инспекцией зампредседателя комитета Госдумы по экологии Владимир Кадочников оценил инициативу своего коллеги как предвыборный популизм. Журналисты "Челябинского рабочего" попытались самостоятельно разобраться в ситуации.
Двойной удар
По "Карабашмеди" ударили вдруг и с двух сторон сразу. В марте 2003 года деятельностью предприятия заинтересовался отдел Генпрокуратуры по УрФО. По его инициативе прошло совещание у руководителя окружного департамента природопользования и охраны окружающей среды, которое и потребовало остановить экологически вредное производство. А несколько ранее министру природных ресурсов В. Артюхову было направлено официальное письмо депутата Госдумы С. Митрохина, в котором подробно обосновывается необходимость закрытия или, если быть максимально точными, приостановки производства. Этот документ достоин максимально точного цитирования.
Прежде всего депутат напоминает министру природы о чрезвычайно вредных экологических последствиях деятельности карабашского завода, производителя черновой меди. Со ссылкой на данные Международного НТЦ (Москва) и Всероссийского НИИ технической физики (Снежинск) депутат приводит статистику загрязнений, вызванных ежедневными выбросами в атмосферу и водные источники вредных веществ. Так, "среднемноголетние показатели" по меди составляют 802 ПДК, цинку - 134 ПДК, железу - 36 ПДК (предельно допустимая концентрация). "В нарушение действующего законодательства основные источники выбросов находятся на расстоянии менее 200 метров от жилой застройки". И далее думский эколог предлагает приостановить как деятельность самого ЗАО "Карабашмедь", так и ход строительства на предприятии очистных сооружений (!!!) до проведения всесторонней экологической экспертизы.
Едва ли для кого-то на Южном Урале стали откровением приведенные Сергеем Митрохиным данные. Ситуация с превышением предельно допустимых выбросов на "Карабашмеди" все последние годы находилась под пристальным контролем местных и приезжих экологов. Известно было и то, что предприятие действует на основе временных разрешений на превышение норм выбросов. На таких разрешениях, к слову, работают практически все медные предприятия России. Однако впервые после возобновления производства в 1998 году требование о закрытии предприятия было высказано на столь высоком уровне.
Стоит напомнить, что медная промышленность Советского Союза фактически не знала очистных сооружений. В погоне за плановыми показателями власти закрывали глаза на вредные последствия производства. Само понятие экологии было в те годы в ходу едва ли более, нежели такие безусловно "буржуйские" словечки, как "менеджмент" и "биржевые котировки".
Все изменилось после того, как по стране прокатилась волна приватизации. Новым собственникам предъявили весьма жесткие требования по соблюдению экологической безопасности. Карабаш не остался в стороне от этого процесса.
И здесь приведем иную статистику. Так, "Карабашмедь" является отнюдь не единственным медным предприятием Урала, активно загрязняющим природную среду. Более того, по данным УГТУ-УПИ (Екатеринбург), объем выбросов отдельных предприятий, входящих в Уральскую горно-металлургическую компанию, значительно превышает аналогичные показатели южноуральских медников. К примеру, общий годовой объем выбросов ОАО "Среднеуральский медеплавильный завод" (Ревда) составляет 79 тысяч 132 тонны, ОАО "Кировоградский медеплавильный комбинат" - 110 тысяч 319 тонн, ОАО "Святогор" (Красноуральск) - 87 тысяч 775 тонн. Для сравнения, аналогичный показатель ЗАО "Карабашмедь" уже к началу 2004 года составит всего пять тысяч 647 тонн.
Не менее наглядны и показатели выброса свинца, наносящего, как известно, основной урон здоровью людей. Так, Кировоградский комбинат ежегодно выбрасывает в атмосферу 114 тонн свинца, Среднеуральский - 170 тонн, "Святогор" вообще 291 тонну. Всего предприятия, входящие в УГМК, ежегодно выбрасывают в атмосферу более 575 тонн свинца. В то же время ЗАО "Карабашмедь" даже до установки основных очистных сооружений сбрасывало всего 79 тонн свинца, а уже в этом году после запуска установок жидкой очистки эти показатели сократятся до нуля.
Карабаш угрожает Челябинску?
Нам удалось связаться с заместителем председателя партии "Яблоко" Сергеем Митрохиным по телефону и задать ему несколько вопросов:
- Почему вы настаиваете на закрытии "Карабашмеди"?
- Речь не идет об остановке всего предприятия. Мы говорим о том, что необходимо приостановить работу двух печей, которые выделяют наибольшее количество вредных веществ, и провести их реконструкцию. Иначе ситуация будет ухудшаться. В прошлом году "Карабашмедь" заняла "почетное" пятое место в России по объему промышленных выбросов после таких гигантов, как "Норильский никель" и Нижнетагильский металлургический комбинат. Фактически завод в Карабаше сегодня - лидер в стране по количеству вредных выбросов на единицу продукции. Кроме того, на нем до сих пор не решена проблема с выбросами сернистого ангидрида. Это вещество, смешиваясь с водой, образует серную кислоту. Из Карабаша за год вытекает около трех тысяч цистерн такого продукта. Существует реальная угроза того, что серная кислота может попасть в Аргазинское водохранилище, откуда берет воду Челябинск, и в озеро Увильды.
- Сергей Сергеевич, почему вы уделяете столько внимания "Карабашмеди", оставляя "за скобками" другие медеплавильные предприятия региона, к примеру, "Уралэлектромедь" в Верхней Пышме?
- Безусловно, на предприятиях Уральской горно-металлургической компании тоже не все благополучно с экологией. И там тоже необходимо наводить порядок. Однако ситуация в Карабаше наиболее изучена и прозрачна. И, на мой взгляд, наиболее опасна. Достаточно взглянуть на медицинскую статистику. С 1998-го по 2001 год смертность в городе возросла с 271 до 326 человек. Детская заболеваемость увеличилась с 574 до 980 случаев в год. Здесь учтены лишь болезни органов дыхания. Я вплотную занялся проблемами Карабаша после обращения ко мне депутатов городского Собрания В. Шрамма и В. Геращенко, которые выступали от имени группы жителей города. Если бы ко мне обратились депутаты из Верхней Пышмы, я бы постарался помочь и им.
- Ваши дальнейшие шаги?
- Прежде чем направлять запрос в Министерство по природным ресурсам РФ, я детально изучил доклад комиссии по экологии городского Собрания, познакомился с материалами депутатских слушаний, которые прошли в Карабаше 5 декабря 2002 года. В конце февраля этого года побывал в городе, встретился с мэром, депутатами, простыми жителями, изучил их иски и жалобы. Дальнейшие шаги просты - буду добиваться того, чтобы областной комитет природных ресурсов выполнил решение окружного департамента природопользования. Работникам предприятия на период реконструкции производства руководство могло бы сохранить заработную плату, задействовав их в этом процессе. У нас есть данные Генпрокуратуры и Госсанэпиднадзора о том, что на "Карабашмеди" приходится работать в очень тяжелых, антисанитарных условиях. Мер, принимаемых руководством предприятия для решения этих проблем, сегодня явно недостаточно.
Избирательный подход
Статистика, конечно, вещь лукавая, однако абсолютно игнорировать ее невозможно. А приведенные в начале этого материала данные УГТУ-УПИ (Екатеринбург) говорят о многом. Можно, разумеется, пересчитать их в расчете на единицу или тонну продукции и "убедительно" доказать общественности, что карабашские медники самые страшные недруги свежего воздуха и чистых водоемов. Так, кстати, и делают оппоненты команды Александра Вольхина. Только простые жители городов-заводов Ревда, Карабаш, Кировоград и других им подобных меряют "пакость", что сыплется им на головы, сливается в водные источники, не тоннами продукции, а собственным здоровьем.
Сложно понять позицию Сергея Митрохина, точнее его столь избирательный подход к экологическим проблемам только одного из многих медных предприятий Урала. В интервью агентству "УралНЭП" С. Митрохин признался, что незнаком с упомянутыми цифрами, и выразил готовность обязательно познакомиться ближе с экологическими проблемами УГМК. Тогда откуда вдруг такая поспешность: закрыть до выяснения причин и устранения нарушений?
Попытаемся оставить в стороне эмоции. Никто не ставит под сомнение, что в Карабаше на сегодня действует одно из самых грязных производств. Это действительно так, и этого факта не отрицает руководство предприятия. Но только за последние несколько лет "Карабашмедь" и ее непосредственный собственник - Кыштымский медеэлектролитный завод вложили в строящийся комплекс по утилизации сернистых металлургических газов 60 миллионов долларов. Уточним, не в реконструкцию очистных сооружений, а в их строительство с нуля. Потому как просто не было их в Карабаше к моменту прихода на предприятие команды Александра Вольхина, как не было за всю почти столетнюю историю предприятия. И кстати, государство, от имени которого говорит депутат-"яблочник", ни копейки не выделяет на рекультивацию загрязненной многолетними выбросами окружающей среды.
Строительство комплекса по утилизации сернистых газов на "Карабашмеди" входит в завершающую стадию. Построена кислородная станция. 18 апреля на предприятии будет запущена установка мокрой очистки газов производства шведской компании "Болиден". Ее пуск позволит обезопасить город от выбросов в атмосферу тяжелых металлов и прежде всего свинца в пыле- и газообразном состоянии. Следующий этап - намеченный на первую половину следующего года пуск установки датской фирмы "Хальдор Топсе" по улавливанию сернистого ангидрида. И именно накануне пуска очередного очистного объекта прокуратура и депутат требуют закрыть предприятие.
На предприятии, кстати, ситуацию восприняли вполне однозначно - как очередной закамуфлированный накат со стороны УГМК. Профком "Карабашмеди" в открытом письме к власти, общественности и СМИ высказал предположение о том, что "подобные действия вряд ли послужат росту авторитета партии "Яблоко". Александр Вольхин в интервью "Челябинскому рабочему", напомним, высказался еще более определенно: "Сам буду и других призову голосовать против "Яблока" на ближайших выборах".
Возможно, именно приближающиеся выборы в Государственную Думу и есть истинная причина особого интереса "яблочников" к "Карабашмеди". Стоит вспомнить, что Карабаш расположен в Златоустовском избирательном округе, обозначить свои позиции в котором "Яблоко" пыталось и ранее. И делало это, заметим, небезуспешно: бывший лидер регионального "Яблока" Александр Кузнецов занял здесь почетное второе место на выборах в Государственную Думу в 1999 году, уступив коммунисту Петру Свечникову.
Еще раз подчеркнем, мы не утверждаем однозначно, что активность Митрохина носит характер "предвыборной зачистки" и такими действиями "яблочник" пытается завоевать авторитет собственной партии у местного электората. Но и абсолютно не замечать избирательного подхода Митрохина к экологическим проблемам медных предприятий тоже как-то не получается.