11-04-03


Уроки нежности

С 13 по 16 апреля они будут проходить на V Уральском фестивале современной хореографии в Челябинске

Одноактные танцевальные постановки минут на 20-40 каждая, современная авангардная или этническая музыка, чаще всего - бессюжетные размышления хореографа на философские темы. Плюс - замена слегка помпезных декораций академических балетных постановок вспомогательными театральными средствами вроде экрана для видеопроекции или искусственного снега, "демократичный" и неброский лен в качестве сценической одежды танцовщиков. Их комплекция, кстати, может быть далека от классических балетных стандартов, а сами они - и вовсе не иметь специального хореографического образования. Зато только они могут выдавать свои танцевальные па босиком, на сокращенных стопах, а иногда - просто ходить по сцене. Главное, чтобы это все работало на идею постановки. Ведь в современном танце по всему миру именно так и принято.

А в Челябинске уже в пятый раз, начиная с 1992 года, на Уральском фестивале современной хореографии некоторые достижения российских деятелей contemporary dance отслеживаются, анализируются и преподносятся зрителям в правильном контексте.

Хотите посмотреть, какому же спектаклю современного танца в прошлом году была дана высшая национальная театральная премия "Золотая маска" - вот вам екатеринбургский "Эксцентрик-балет" Сергея Смирнова. Вы уже более-менее в курсе, что есть российский современный танец, тогда самое время проштудировать "классику": впервые, хоть и уже без самого нелепо погибшего в прошлом году пермского гения Евгения Панфилова, можно будет увидеть сразу три его труппы - "Балет Евгения Панфилова", "Балет толстых" и "Бойцовский клуб". Ежели вы считаете себя давним почитателем contemporary dance, вам наверняка доставит удовольствие быть одним из первооткрывателей будущих звездных имен на первом мини-фесте молодых хореографов современного танца.

Классика

На сей раз Уральский фестиваль решено посвятить памяти убитого пермского хореографа Евгения Панфилова - одного из зачинателей российского современного танца, знаковой его фигуре, провокатора и "белой вороны".

Выпускник Пермского института культуры в начале 80-х прошлого века руководил в Перми пластическим театром танца "Импульс". А в 1987 году Панфилов создал свою труппу - Пермский театр современного танца-модерн "Эксперимент", с 1994 года ставшую "Балетом Евгения Панфилова". Долгое время он упорно воспринимался российской общественностью лишь как непонятное сочетание классики, джаза, модерна и фольклора. Несложно догадаться, какова была реакция публики на появившуюся в 1993 году вторую труппу Панфилова - "Балет толстых", где танцевали не просто непрофессиональные, но и весьма далекие от балетных стандартов дамы. Подобного плана и последняя труппа Панфилова - "Бойцовский клуб", состоящая из пришедших с улицы мужчин с мускулистыми формами.

"Балет Евгения Панфилова" покажет в Челябинске две постановки. "Река" - спектакль, построенный на чередовании эпизодов из жизни. Но здесь, как и во многих панфиловских постановках, признаки бытовизма максимально обобщены. На сцене лишь человеческие состояния. Причем основное их выразительное средство - именно хореография. Спектакль "БлокАДА" о поиске причин рождения любой войны не совсем типичен для Панфилова. В спектакле, построенном на Седьмой симфонии Шостаковича, Панфилов уже делает упор не на движении танцовщиков как таковом, а на проявлении их энергетической концентрации.

"Балет толстых" покажет уже виденную челябинцами на прошлом фестивале патриотическую постановку в стилистике советского плаката "Бабы. Год 1945-й", получившую в 2001 году "Золотую маску" в номинации "Новация". Второй их спектакль - "Уроки нежности", - некая шоу-программа, пир жизни и известная панфиловская ирония. Но - в сочетании с редким умением пермского мастера улавливать истинную красоту.

"Бойцовский клуб", 16 темпераментных участников которого воплощают собой идею "настоящего мужчины", представит развлекательную шоу-программу "Возьми меня таким" и один из первых спектаклей этой труппы - "Тюряга". Действие постановки - в американской тюрьме, но тюряга для Панфилова - это метафора самой жизни. Кстати, спектакль стал знаковым для хореографа: он заканчивается позой танцора, в которой потом обнаружили убитого Панфилова.

Труппа "Бойцовский клуб", Челябинский театр оперы и балета, 13 апреля, 18.00.

Труппа "Балет толстых", Челябинский театр драмы, 14 апреля, 18.00.

Труппа "Балет Евгения Панфилова", Челябинский театр оперы и балета, 15 апреля, 18.00.

Новые имена

Следующая составляющая - первый мини-фест молодых хореографов, коих, по мнению идейного вдохновителя Уральского фестиваля Татьяны Вольфович, с каждым годом становится все больше. Свои танцевальные опыты смогут продемонстрировать все хореографы, работающие в области танца-модерн. А лучшие работы потом будут показаны на заключительном концерте фестиваля.

Мини-фест молодых хореографов, центр "Театр + Кино", 15 апреля, 14.00.

Заключительный концерт участников мини-феста, Челябинский театр оперы и балета, 16 апреля, 18.00.

Престиж

В качестве почетных гостей фестиваля на этот раз не будет екатеринбургских "Провинциальных танцев" Татьяны Багановой, которые отправились в турне по Америке, и Челябинского театра современного танца Владимира и Ольги Пона, выступающих в эти дни в Красноярске. Зато на закрытии фестиваля впервые в Челябинске выступит екатеринбургский "Эксцентрик-балет" Сергея Смирнова.

Образовавшаяся в середине 90-х на базе екатеринбургского училища культуры труппа "Эксцентрик-балет" с самого начала позиционировала себя как коллектив с авторской хореографией Сергея Смирнова, жившего до этого в городе Богдановичи Свердловской области и руководившего там труппой "Шоу-балет". В 1998 году "Эксцентрик-балет" занял первое место в телевизионном конкурсе "Утренняя звезда". А в 2002 году постановка "Голос" получила премию "Золотая маска".

На Уральском фестивале "Эксцентрик-балет" покажет авангардный мини-спектакль "Выход", посвященный размышлениям Смирнова на основную тему хореографического модерна: что есть человек и человеческое общество. Однако "Выход", как и "Голос", несложен для восприятия. Хореограф достаточно точно выбирает пластику постановки, расставляет внятные акценты при помощи общеизвестных сценографических приемов.

"Эксцентрик-балет" Сергея Смирнова, Челябинский театр оперы и балета, 16 апреля, 18.00.

Инга МЕЛЬНИКОВА