11-04-03


Услышать картину

можно, посетив персональную выставку живописи Павла Ходаева в областной картинной галерее

Выставка названа "Скорости пространств". Павел Ходаев утверждает, что каждый цвет является обозначением определенной скорости, так же как и звука. Отсюда музыкальные названия картин - Фуга N 1, 2, 3, - всего десять. Каждая фуга-картина сыграна художником не единожды в разных вариациях, а выбраны те из них, где удалось достичь наибольшей гармонии цвета.

Десять фуг - главное, что хотелось представить на этой выставке. Впервые они сложились у художника в стройную систему. Помимо фуг зрителю будет любопытно увидеть "эйдо" ("нечто"), которые можно считать его ноу-хау. Художник берет черемуховый или ивовый прут, очищает его от коры, парит в бане. Затем сгибает, чтобы получилась замкнутая линия, и сушит, иногда по нескольку лет. После этого на изогнутый прут натягивается холст. Нельзя предсказать, какими будут очертания. Круглые, квадратные, прямоугольные холсты обычно сковывают художника, обязывают продумать композицию. А ходаевские "эйдо" дают возможность выразить в красках мимолетные впечатления, послушно идя вслед заданной прутом форме или вступая в диалог с ней.

Большинство картин покажутся абстрактными: люди, животные, предметы изображены на них предельно лаконично и обобщенно. Понять и осмыслить изображенное можно только при вдумчивом и неторопливом просмотре. Отчасти художник сам провоцирует зрителя на поиск, не всегда давая в названии ключ к картине. Сравните: "Пейзаж с тремя соснами", "Лошадка", "Сенокос" или "Фуга", "Ноктюрн", "Этюд" - можно думать все, что угодно. Неисчерпаемый материал для фантазии Ходаеву дают самые обычные, казалось бы, предметы и явления. В картинах они трансформируются, и с годами все больше. Искусствоведы сожалеют, что в этой выставке остались за кадром многие интересные сюжеты, которые можно было видеть ранее. Но что поделать, у художника есть четко определенный путь, и он может себе позволить выбрать для выставки лишь то, что считает нужным. Она является персональной в полном смысле этого слова. Ходаев сам осознал необходимость представить широкому кругу зрителей свое творчество (большинство работ написаны за последние два года), сам отобрал картины из мастерской (обычно этим занимаются искусствоведы), сам расставил их в единственно возможном порядке, учитывая все: сочетаемость цветов, размер картин, их содержание, номера фуг:

- Сейчас их десять, а всего будет 24, - обмолвился Павел Ходаев на монтаже выставки. То есть и конечная цель ему в общих чертах известна.

Вы увидите довольно редкую вещь: некоторые холсты не зарисованы полностью, а обрамлены широкой одноцветной полосой. Это фон, на котором должна висеть картина: стена не всегда для нее подходит. И еще одна деталь: все прямоугольные холсты имеют ширину одной из сторон 1,5 метра. По замыслу автора полотна при вдумчивом просмотре должны зазвучать в нашем восприятии некой цветовой симфонией или хотя бы просто мелодией. Только не ждите ее на открытии выставки, которое состоится сегодня в 16.00: здесь все заглушит шум поздравлений.

Олеся ГОРЮК

Павлу Ходаеву 57 лет. Несмотря на столь солидный возраст, он открыт новым веяниям в искусстве и не чужд юмора. На нынешней персональной выставке представил скульптуру собственного изготовления: обструганный брус, а на нем коряга. Кому что нравится, а художник, естественно, выбирает корягу: она ближе к природе.

О Ходаеве сказано и написано немало. Одна из причин - творчество художника стоит на прочном фундаменте знаний по геометрии, оптике, музыке, литературе, что дает неисчерпаемый материал для исследований.

- Для меня это была школа роста, - признается искусствовед Наталья Козлова, изучавшая творчество художника. Ее материал о выставке читайте в одном из ближайших номеров "ЧР".