11-04-08


Пора закрывать "капилляры"

Рано сошедший снег выгнал южноуральского крестьянина в поле

Евгения Репникова

Еткульский район, с. Коелга

На пашнях хозяйств, что южнее Челябинска, понемногу разворачиваются весенние полевые работы. Они начались и в одном из лучших сельскохозяйственных предприятий - СПК "Коелгинское" Еткульского района. За годы пашня здесь возросла с 13 до 24 тысяч гектаров, надои молока стали самыми высокими в области. Коелга - пример того, как грамотное управление может сделать сельский бизнес жизнеспособным.

Борьба за влагу

Подъезжаем к мраморному краю Южного Урала - Коелге. По правую руку рассыпались белоснежные горки дефицитного ископаемого. Дальше - указатель "Коелга". На возвышенности горит куполами церковь с колокольней. У двухэтажной администрации сов-хоза корреспондентов "Челябинского рабочего" встречает энергичный директор Иван Никандрович Шундеев. Про таких говорят: жизнь отдал пашне, душой к своей земле прирос.

Мчимся на лихом "уазике" в Погорельское - самое большое и лучшее отделение Коелги. Всего их в совхозе пять. У погорельских самые высокие показатели практически во всем: областные лидеры по надою, лучшие механизаторы в хозяйстве, скотный двор - крупнейший в Коелге.

На пашне остановился один из тракторов с большим агрегатом борон - молодой механизатор усердно выбивает из каждого зуба набившуюся прошлогоднюю соломку. Это приходится делать каждые два часа. Техника в Коелге модернизируется и улучшается ежегодно.

- Раньше захват агрегатов у тракторов был 11 метров, сейчас 15-16, - рассказывает тракторист Олег. - Самое то: и не перегружен, и захватывает достаточно.

По уже обработанным полям скачут пичужки - налетели на вывороченные семена трав, солому. Весеннее солнце начинает палить по-летнему, ветер задувает за воротник. Что благо для девственного в сельских вопросах горожанина - беда для крестьянина и плодородия пашни: влаги и без того маловато. Зима выдалась малоснежная, сугробы сошли рано. Нынче селяне вышли в поле на две недели раньше, чем прошлой, - влагу закрывать. Каждую весну механизаторы всеми силами удерживают ее в почве, рыхля подсохшую корочку, разбивая комья земли. В ней образуются "капилляры", через которые испаряется драгоценная влага. Их надо разрушать почаще - получается "сухой полив".

- Вот видите, какая после обработки земля, - как пластилинчик, - говорит агроном Павел Масин, беря горсть влажной земли и разминая пальцами. - Буквально за два дня картина меняется - иссыхает все.

Следую его примеру - на ладони остается мокрый след. Пара, поднимающегося от земли, не видать, но чувствуется запах, терпкий, сочный. Жарит погожий апрельский полдень. Издали смотришь - за трактором тянется туманный шлейф: пыль. Сохнет пашня. Весенний день год кормит, как потопаешь весной - так полопаешь осенью: работа в поле кипит с восьми до восьми. Важно задержать как можно больше воды в почве до второй декады мая, а там уж и до сева рукой подать - числа с 10-го начнут "кидать" пшеничное зерно, рассказывает управляющий отделением Юрий Урванцев.

На других пашнях в это время земли удабриваются под многолетние травы. В Погорельском почти три тысячи голов скота - буренке необходима подкормка. Отправляемся на поиски "удобряльщиков". Пока едем, Иван Никандрович активно общается по внутренней связи. В Коелге диспетчерская работает круглосуточно. "У нас связь - как в Кремле", - смеется директор хозяйства. Удобрения - сульфат аммония рассевают на многолетние травы (кострец) из барабана сеялки. значит, буду добротные корма для коровушек.

Новые технологии и цены

- Пусть берегут трактора, не жгут сцепление, не лезут в низины, - говорит по рации Иван Никандрович, когда мы подпрыгиваем в "уазике". Здесь каждая запчасть на счету. Крестьянин в вечной погоне за экономикой.

- Сейчас кроме посевной немало других забот, - рассказывает директор лучшего хозяйства региона, пока мы носимся в поисках "удобряльщиков". - Думать надо, как дальше, средства искать. Будет урожай хороший - окупятся расходы, зерно подорожает - останется что-то в хозяйстве. Да только сразу же скачок цен на топливо (а у нас единственная в мире страна, где дизтопливо для селян стоит дороже бензина) и на запасные части для техники перекроет подорожание зерна в несколько раз. С ними рядом минеральные удобрения подскочат, особенно азот, а он - первое дело для нашей земли. Тут же и техосмотры надо проходить, технику восстанавливать, а ведь у нас немного новой.

В гаражах готовится к выходу на посевную последний отряд техники - все машины ремонтируются, обновляются, проверяются. К стене прислонилось колесо - выше меня, в диаметре выйдет сантиметров этак 190. "Что за чудо-трактор, к которому эти детали?" - спрашиваю заведующего машинно-тракторными мастерскими Виктора Гросуля. Он отводит нас в другое помещение, где едва ли не поблескивает новенький трактор "Нью Холланд" - гигантский после тех, что стоят в другом гараже, ярко-синий. Вспоминаю: это его показывали на выставке "АГРО-2007" в Челябинске прошлым летом.

- Дорого обошелся, в четыре с половиной миллиона рублей, - качает головой Иван Шундеев. - У него много преимуществ: мощность двигателя, ресурс. Особенно спаренные колеса, а значит, более надежное сцепление, комфортные условия для механизатора. Меньше вибрации, шума. Наш путь - новые технологии. Мы раз в 20 отстаем от развитых стран в сельском хозяйстве. Надо поспевать еще и за прогрессом в науке и технике.