11-04-98
Увы, каждый год наши сельчане сталкиваются с одними и теми же проблемами. Все упирается в финансы. Несмотря на то, что в прошлом году выращен и собран очень неплохой урожай зерна, овощей, картофеля, многие агропредприятия оказались на грани краха. Общая задолженность сельского хозяйства к началу 1998 года превысила 4 миллиарда рублей (в новой номинации). Должны бюджетам разных уровней, энергетикам, газовикам, банкам, другим кредиторам. Огромные расходы село несет на содержание "коммуналки", которая не передана с баланса товаропроизводителей местным властям. Промышленные предприятия, акционировавшись, это уже сделали, сельские - пока нет.
Под весенние полевые работы всегда выделялись средства - из бюджета области и страны. В последние годы это приобрело форму товарного кредита. Но нынешняя посевная во многом отличается от предыдущих. Из федеральных фондов село не получит ни копейки. В областном бюджете запланировано выделение средств на дотацию сельскому хозяйству. Однако они уйдут на покрытие долгов по прошлогодним банковским кредитам.
Есть и другие отличия от прошлых лет.
- В этом году впервые создан областной продовольственный фонд, осуществляющий закупку сельхозпродукции по гарантированным ценам, - рассказывает заместитель начальника главного управления сельского хозяйства и продовольствия области В.П. Потеряев. - Фонд одновременно является источником финансирования товаропроизводителей за поставку продовольствия учреждениям социальной сферы. Общий областной заказ на продукты питания для социальной сферы составит около 400 миллионов рублей. По заявкам районных администраций 25 процентов этих средств хозяйства получат из продовольственного фонда перед началом сева, 25 - после его окончания. Остальное - в последующие месяцы.
- "Живыми" деньгами?
- Нет. Горюче-смазочными материалами, запчастями, семенами, средствами защиты растений, удобрениями.
На днях заместители губернатора А.В. Согрин и И.А. Сербинов вернулись из Москвы с добрыми вестями. Заключено соглашение на поставку семян кукурузы в обмен на зерно будущего урожая. Вообще обеспеченность семенами всех культур - стопроцентная. Администрация области решила также вопрос о поставках горюче-смазочных материалов: 25 тысяч тонн дизельного топлива, 10 тысяч тонн бензина, 2,5 тысячи тонн моторного масла. Администрация намерена проавансировать село на 120 миллионов рублей: ГСМ - на 70 миллионов, средств защиты растений - на 6, семян - на 15, запчастей - на 30. Это половина того, что требуется на проведение весенне-полевых работ. Ресурсы получат лишь те сельхозпроизводители, которые в прошлом году рассчитались по товарному кредиту. Остальные должны изыскать собственные средства. В этом еще одно отличие предстоящей посевной - в более четкой системе отбора тех, кому будут перечисляться средства из области.
- Это целые районы или отдельные хозяйства?
- Подчеркну: в выделении средств по линии Продовольственного фонда никакой дискриминации не предусмотрено. В каждом районе есть так называемые спецпотребители - больницы, школы, другие предприятия социальной сферы. Так что деньги из областного бюджета попадут в каждый район, просто не каждое хозяйство их получит. А решать, кому давать, а кому нет, будут администрации районов. В том, что именно они несут ответственность за расчет по этому кредиту, очередное отличие нынешней посевной.
43 процента из произведенной сельхозпродукции должно быть направлено в социальную сферу. Остальные 57 реализуются на рынке. И это уже проблемы хозяйств - как вырастят, как продадут, по какой цене будут закупать ГСМ.
Еще одно кардинальное решение, которое должно заставить сельхозпроизводителей работать с большей отдачей, - их прямая привязка к переработчикам молочной продукции.
- Что имеется в виду?
- Сейчас Челябинский молокозавод, к примеру, имеет огромные долги, он находится на внешнем управлении. Предприятие попросту не вписывается в рынок, а на него завязаны 45 хозяйств, главным образом Сосновского и Красноармейского районов. Решено отдать молокозаводам часть ГСМ в виде беспроцентной бюджетной ссуды. Заводы рассчитаются за поставляемое из хозяйств молоко именно горюче-смазочными материалами и беспроцентно. Тем самым стимулируется производитель, а учреждения соцсферы получат в необходимом ассортименте молочные продукты. Похожая схема будет действовать и в отношении птицефабрик.
- В области немало хозяйств, которые балансируют на грани банкротства. Ограничения в бюджетной поддержке не довершат ли их разгром?
- Действительно, хозяйства находятся в сложной ситуации. Уже сейчас кое-где распродают все подряд - технику и даже семена. А это прямой путь к гибели. Но всех поддержать невозможно. Многим сельхозпредприятиям придется пройти через самовыживание. Возможно, произойдет дробление хозяйств на отделения, участки. Кому-то придется целиком сосредоточиться на своем личном подворье. Село вступает в серьезный этап реформ, когда придется менять не только вывеску хозяйства, а пройти через трансформацию внутрихозяйственных отношений собственников, земельные аукционы.
- Наверняка все это вызовет и социальные проблемы?
- Да, несомненно! Не хотелось бы сейчас говорить, но в конце года примерно для четверти хозяйств возможен подобный сценарий. А это значит, что за бортом могут оказаться люди, многие годы отдавшие работе на селе, пенсионеры. Это очень больно, но раз уж мы перешли к рыночным отношениям, а государство не способно поддерживать сельхозпроизводителей, то здесь ничего не поделаешь. Надо надеяться только на себя, изыскивать собственные резервы, опираться на поддержку властей на местах.
Михаил ПОПОВ.