11-07-02


Немытые люди опасны

Почему чебаркульцы отлучены от горячей воды

Ольга АЙЗЕНБЕРГ

Чебаркуль

Между пальцами вода просочилась

10 июня в домах чебаркульцев исчезла горячая вода. Местные власти объявили, что от этого блага цивилизации горожан отлучают на время традиционного сезонного ремонта сетей. Коммунальщики действительно принялись их латать, внушая землякам надежду на скорое избавление от проблем с омовением тела после окучивания картошки, прополки и прочих садово-огородных работ. Увы, их надеждам не суждено было сбыться: спустя месяц краны с горячей водой издали лишь шипение.

Случившееся не стало неожиданностью лишь для ОАО "Уральская кузница". Руководство предприятия - единственного поставщика горячей воды в Чебаркуле - об июльском обломе знало еще перед месячной разлукой горожан с ванной и душем. Собственно, по его воле и произошло отлучение чебаркульцев от этих благ цивилизации.

- 10 июня, - рассказывает генеральный директор ОАО "Уралкуз" Геннадий Северин, - мы уведомили городские власти о том, что прекращаем поставку горячей воды ввиду огромной задолженности муниципалитета и срыва графика оплаты. Даже при полной готовности сетей тепловой энергии от нас город не получит: летом расчеты за тепловую энергию резко уменьшились. За первую декаду июля нам перечислили всего 60 тысяч рублей.

Долг платежом красен

Заводчан понять можно. Выработку и отпуск тепловой энергии они производят согласно договору, заключенному ОАО "Уралкуз" с управлением жилищно-коммунального хозяйства и муниципальным предприятием "Тепловые сети". В пункте 4.9 этого договора указано, что поручителем УЖКХ и МП выступает муниципальное образование "Город Чебаркуль", которое при возникновении задолженности обязано расплатиться с "Уралкузом". Однако город проявил себя несостоятельным партнером. На 1 июля его задолженность перед поставщиком тепловой энергии достигла 11,4 миллиона рублей.

"Уральская кузница" - предприятие металлургической отрасли, переживающей сейчас далеко не лучшие времена. Городские долги усугубляют его финансовые проблемы. Покрывая кассовый разрыв, ради пополнения оборотных средств кузнецы вынуждены брать кредиты под 24 процента годовых на приобретение газа, электроэнергии, материалов и оплату труда работников котельной. Которая, кстати сказать, находится в совместной собственности у завода и муниципалитета. Следовательно, убытки от ее деятельности совладельцы обязаны делить пополам. Однако на деле все иначе. Завод везет в одиночку не только тяжелый воз проблем по реконструкции и техническому перевооружению котельной (для снижения стоимости тепла и электроэнергии "Уралкуз" приобрел и 1 октября 2002 года намерен запустить в эксплуатацию собственный турбогенератор), но еще и кредитует город поставкой тепловой энергии. В рыночной экономике такая "благотворительность" выходит боком.

- В 2002 году наше предприятие ухудшило свои технико-экономические показатели, - констатирует Геннадий Северин. - Растет кредиторская задолженность: с начала года у нас на треть увеличилось количество заемных средств. А поскольку процентная ставка за кредиты ложится на себестоимость, мы вынуждены поднимать цены на наши изделия, снижая их конкурентоспособность.

Платить бы рад:

"Уральская кузница" - градообразующее предприятие для Чебаркуля. Поэтому что заводу плохо, то городу - хуже некуда. Городские власти понимают это. Но от понимания до конкретных действий - дистанция огромного масштаба.

- Сегодня у нас очень сложные отношения с "Уралкузом", - признает глава города Александр Штыка. - Но я их прекрасно понимаю и заинтересован в том, чтобы завод продолжал развиваться.

По мнению Александра Григорьевича, виной всему - неразумное, мягко говоря, распределение налогов между уровнями бюджетов - федеральным, областным и муниципальным. Сегодня на предприятиях Чебаркуля объемы производства растут едва ли не самыми высокими в области темпами. За пять месяцев минувшего года этот показатель в натуральном выражении превысил 19 процентов! Иными словами, горожане работают значительно лучше, чем в прошлом году. А вот живут гораздо хуже, потому что большую часть налогов вынуждены отдавать Челябинску и Москве.

- Прироста объемов мы на себе не почувствовали, - говорит мэр Чебаркуля, - и поэтому создалась такая ситуация: в городе высокий рост производства, нормальный сбор налогов - 103 процента к плану, а положение в жилищно-коммунальном хозяйстве все хуже и хуже. Мы до сих пор не можем рассчитаться за тепло, потребленное в течение минувшей зимы. И все потому, что город не обеспечен достаточным финансированием. В прошлом году мы мечтали стать бездотационными. А сегодня попали, что называется, в кабалу.

Проблемы с формированием местного бюджета усугубляются двумя моментами, которые деликатный Александр Григорьевич окрестил "давнишней болезнью". Во-первых, город вынужден предоставлять льготы по оплате коммунальных услуг всем, кто имеет на них право согласно федеральному законодательству. Однако вышестоящие бюджеты не торопятся возмещать расходы, понесенные по их инициативе муниципальным образованием. В прошлом году за счет дополнительных доходов местного бюджета город рассчитался с "Уральской кузницей" за льготников - возмещения не пришло по сей день. Нынче ему это не по средствам. Во-вторых, имеют место быть и неплатежи располагающихся на территории федеральных структур.

- Выход какой? - наивно спросила я чебаркульского мэра.

- При нынешнем распределении налогов сегодня нашему городу без помощи областной администрации не обойтись, - ответил Александр Штыка. - На этой неделе я встречаюсь с губернатором и ставлю перед ним вопрос о выделении средств для расчета за топливно-энергетические ресурсы.

Верхи не хотят, низы не могут

Ситуация в Чебаркуле отнюдь не оригинальна. В соседнем Миассе городская казна задолжала "УралАЗ-Энерго", поставляющему тепло и горячую воду в центральную часть города, около 20 миллионов рублей. Положение спасает лишь то, что это предприятие встроено в мощный автомобильный холдинг. Но ни экономика "УралАЗ-Энерго", ни взаимоотношения руководства холдинга с городским главой, ни качество коммунальных услуг от этого не улучшаются. Причина все та же - с каждого рубля налогов Миассу оставляют всего 24 копейки.

Считается, что подобное распределение налогов между уровнями бюджетов призвано стать экономической основой укрепления вертикали власти. Сегодня реальность такова, что главы муниципальных образований вынуждены ездить на поклон к губернатору, чтобы решить важнейшие проблемы жизнеобеспечения своих территорий и не допустить развития событий по нежелательному сценарию. А когда у тебя столь короткий поводок, остается сидеть в своем углу тихо и не вякать.