11-08-01
Сигнал на пульт оперативного дежурного отдела вневедомственной охраны Центрального РУВД Челябинска поступил в 5 часов 17 минут. Группа немедленного реагирования прибыла на место происшествия через две минуты (по крайней мере, так утверждают милиционеры), однако задержать преступников не удалось. Вот примерная картина происшедшего...
Временные рамки
Грабители (скорее всего, их было двое, чтобы быстрее передать картины через оконный проем) проникли в здание картинной галереи через окно на первом этаже, разбили наружное стекло и открыли вторую раму. На это у них ушла максимум минута. Или меньше, если работали профессионалы, не только знающие систему охраны галереи, но и точно представляющие, зачем они пришли. В первом выставочном зале преступники подошли к двум небольшим картинам А. Куинджи "Развалины в степи" и "Вечерний закат". Вынеся на улицу картины, похитители, вероятнее всего, немедленно сели в автомобиль и были таковы.
Система охраны
В феврале этого года здание областной картинной галереи было оборудовано "продвинутой" системой сигнализации, изюминка которой заключалась в установке по периметру помещения датчиков движения. Эти датчики имеют один минус: они не предполагают нахождения в охраняемом помещении охранника-человека, поскольку последний был бы обречен на абсолютно обездвиженное состояние во время дежурства. И это наверняка было известно преступникам. Примечательно: с момента установки система сработала всего трижды, причем за последний месяц. Два раза милиционеры грешили на "пробежавших по полу мышей", третий раз показал, что "мыши" иногда ходят на двух ногах и воруют картины.
Несмотря на то, что в УВД Челябинска корреспонденту "Челябинского рабочего" отказались назвать версии, отрабатываемые следствием, можно предположить, что таких версий две. Нереальная: галерею ограбили маловменяемые наркоманы, унесшие то, что под руку попалось; наиболее вероятная: грабители знали, куда и зачем идут, и дважды с точностью до секунды просчитали время подъезда дежурной бригады в зависимости от времени суток. Подвергнуться такому риску могли профессионалы, которым хорошо заплатили за похищение конкретных картин. Причем картин дорогих: по сообщению пресс-центра УВД города стоимость похищенного - 100 тысяч долларов США.
Скорее всего, окна галереи в скором времени украсят металлические решетки.
Кому это нужно?
Весть о краже молниеносно распространилась в среде челябинских коллекционеров предметов искусства. Почти все они убеждены в заказном характере преступления. Скорее всего, говорят они, эти картины не останутся в Челябинске, а будут в самое ближайшее время вывезены в одну из столиц. Возможно, что пейзажи Куинджи хотят переправить и за границу.
Вероятно, это преступление позволит властям иначе взглянуть на заботы самой галереи, главная из которых - хранение экспонатов. Не секрет, что в суете хозяйственных проблем власть зачастую воспринимает наш главный художественный музей как искусствоведческую условность, а не как собрание вполне конвертируемых ценностей.
Иногда их находят
Последний раз картины Архипа Куинджи похищали в Тюмени около трех лет назад. Полотна были украдены из Тюменского центра китайской медицины. В конце нынешнего мая оперативникам удалось обнаружить и изъять произведения во время обыска.
Куинджи заказали?
Архип Иванович Куинджи (1842-1910) - грек, сын сапожника, гений пейзажа, первый по-настоящему русский импрессионист. Один из самых ценимых и востребованных в среде коллекционеров русских художников мастер. Как говорят знатоки, цена его небольшого полотна может начинаться со ста тысяч долларов. О гипотетической стоимости украденных работ главный хранитель Челябинской картинной галереи Сергей Шабалин говорить не стал в интересах следствия. Заметил лишь, что это этюды. Первый ("Развалины в степи"), написанный на картоне, попал в собрание галереи в 1941 году из Русского музея, второй ("Вечерний закат", холст) в 1963-м из Министерства культуры.
В собрании галереи, кстати, есть еще одна, третья, работа Куинджи. О том, где именно и насколько надежно она хранится, главный хранитель распространятся не стал.
Материал подготовили Сергей КУКЛЕВ и Айвар ВАЛЕЕВ