11-08-99
Каким он был?
Валерий Никонов устроился на комбинат в 1995 году. Говорят, пришел откуда-то со стороны: в учетной карточке местом последнего увольнения значатся "курсы бухгалтеров". Старший мастер участка ЦРПО Рабис Батыев характеризовал В. Никонова как исполнительного, хорошего работника, качественно и добросовестно выполнявшего задания. Человеком он был предпенсионного возраста - 1941 года рождения.
Как это произошло?
Самоубийства Валерия Владимировича никто не видел. Он до-ждался, когда машинист клещевого крана поднимет и повезет на слиткоподачу блюминга предпоследний слиток. Очевидно, технология была ему хорошо знакома, поскольку в "третьем прокате" он работал в 1965 году. Прыгнул вниз, когда крышка нагревательного колодца была максимально сдвинута и стал виден газовый факел, под который Никонов и угодил. О том, что все было просчитано заранее, говорит тот факт, что смертельный прыжок сделан перед выдачей последнего слитка. В этот момент нагревальщик подходит к селектору, чтобы доложить обстановку, и не имеет возможности наблюдать за колодцем. Попасть в эту рабочую зону случайно нельзя: там установлено ограждение. Но для людей, знающих цех, не составляет труда открыть калитку или перелезть через ограждение. Видимо, так и поступил В. Никонов. Очевидно, он не хотел "подставлять" нагревальщика и крановщика, рассчитав момент самоубийства так, чтобы никого не обвинили после его смерти. Все, кто работал с Никоновым, говорят, что человек он был образованный и очень порядочный, но чувствовался в нем какой-то надлом.
Он не смог жить в "обществе воров, мошенников и спекулянтов"
Что же толкнуло пожилого металлурга на роковой шаг? О последних днях В. Никонова доподлинно известно следующее. В мае он ушел в очередной отпуск, во время которого травмировался в гараже, попал в больницу. В объяснительной сказано: "При ремонте автомобиля в гараже я запнулся в смотровой яме, упал на лестницу и ударился левой бровью о ступеньку". В больнице В. Никонов находился до конца мая. Там он простудился и получил осложнение на ухо. В июне был в отпуске. С конца июня до 12 июля - опять на больничном. Потом догулял отпуск. А с 30 июля по 10 августа представил в цех очередной больничный лист, где зафиксирована "бытовая травма". Объяснительной написать не успел, так как покончил с собой, выбрав "скорую" смерть: температура в нагревательных колодцах достигает 1500 градусов. Следователь прокуратуры Металлургического района Челябинска, побывавший на месте ЧП, отметил в справке: "К моменту прибытия оперативной группы труп полностью прогорел, в связи с чем составить протокол осмотра трупа не представилось возможным". Возле колодцев остался лишь пиджак металлурга с документами и предсмертной запиской, датированной 16.07.99 года (видимо, решение о способе самоубийства созрело не вдруг). В ней В. Никонов написал: "Теперь, когда приболел, просто выжить невозможно. Кто сможет жить в этом обществе воров, мошенников и спекулянтов, ельцинцы, гайдаровцы... обокрали весь народ". И приписал: "Наберите пепел в коробочку и похороните рядом с мамой". У В. Никонова остались жена и дочь от первого брака.
Люди гибнут за металл
По словам начальника отдела охраны труда АО "Мечел" Владимира Лобачева, за все время существования завода произошло всего два случая самосожжения. Один рабочий прыгнул в ковш с раскаленным металлом и буквально изжарился на его поверхности, другой - случайно упал в емкость с раскаленным шлаком.
Рекордным по количеству несчастных случаев стал 1961 год. Тогда их произошло 572. В дальнейшем травмы получало все меньше людей. К 1987 году их было 181, а с 1988 по 1995 год - до 150. В 1998 году произошло всего 74 несчастья. В основном это травмы костно-мышечной системы (переломы), ожоги и поражения электротоком. За семь месяцев текущего года произошло 40 несчастных случаев.
Материал подготовили Евгений КИТАЕВ, Людмила БАТАЛОВА, Борис ТИТОВ.