11-09-02
Ирина ВАСИЛЬЕВА
Челябинск
Услугами аптеки N 25, что на углу улиц Воровского и Доватора, я пользовалась много лет, и уже одно это вызывало доверие. Дернув на днях знакомую дверь, застыла на пороге: "Аптека "Классика" - извещала новая вывеска у входа. Как же так?
- Да вот так: на весь Центральный район осталась лишь одна муниципальная аптека N 150, - подтвердила ее заведующая Людмила Чекрыжова. - Все остальные стали частными.
- Муниципальных аптек в Челябинске становится все меньше. И уже нет уверенности, что удастся сохранить их хотя бы по одной на каждый район, - рассказывает главный специалист организационно-фармацевтического отдела управления здравоохранения администрации Челябинска Ольга Печерских. - Критическое положение сегодня в Калининском районе: на грани закрытия единственная уцелевшая здесь муниципальная аптека N 230.
Два года назад в Челябинске вместе с филиалами работала 41 муниципальная аптека. Сегодня их 15. И если эта тенденция сохранится, еще через два года не останется ни одной. Ни одной муниципальной, то есть принадлежащей городу. Горожане их, скорее всего, не потеряют, как не потеряли практически ни одной из этих "ушедших" 26. Все они, как и 25-я на Воровского, работают. Только под другой вывеской, говорящей о смене формы собственности. Ну и что? Какая разница потребителю, муниципальная перед ним аптека или частная, лишь бы цена была пониже.
- Разница, я думаю, есть, хотя бы потому, что производственные отделы, изготавливающие препараты по рецептам, работают только в муниципальных аптеках, коммерческие отсекают их сразу и безоговорочно, - говорит Людмила Чекрыжова.
Любая мамаша наверняка вспомнит, что рецепты "на заказ" педиатр выписывал ребенку не единожды: то мазь, то "болтушка", то порошки, то капли... Не производит все, что нам необходимо, фармацевтическая промышленность. Более сотни одних только порошков приходится готовить любому рецептурному отделу. А если и производит завод, так не в той дозировке. Особенно с новорожденными подобные проблемы часто возникают. Назначают им невропатологи сильнодействующие препараты, где дозировка чрезвычайно важна. Как в домашних условиях разделить крошечную таблетку на 20 равных частей? Да ее даже пополам поделить сложно. Для детской больницы сердечные гликозиды готовит 150-я аптека. Содержание действующего вещества в препарате не должно превышать единицы с шестью нулями впереди. Лекарство нужно, но кроме аптеки с его приготовлением никто не справится: она это дозирует, смешивая с дополнительными веществами. Пока дозирует, оставаясь старой доброй аптекой. А кто будет готовить все это для нас после смены формы собственности?
- Думаю, что никто, потому что именно содержание производственных отделов превращает муниципальные аптеки в убыточные предприятия, - считает Людмила Чекрыжова.
Производственные отделы, по ее рассказу, требуют больших площадей и большого штата, а товар производят копеечный. Для грудных детей, к примеру, лекарственная форма должна готовиться лишь стерильной. Значит, необходимо специальное стерилизационное отделение, особое помещение для автоклава в кафеле и мраморе. Да плюс дополнительный штат в пять человек. Вот почему первое, что делает частник, приобретая аптечное учреждение, закрывает рецептурный отдел.
- В прошлом и позапрошлом годах городской комитет по госимуществу давал муниципальным аптекам льготную аренду, и они выживали, - рассказывает Ольга Печерских. - В этом году льгота отменена, плата возросла, и почти все муниципальные аптеки превратились в убыточные. А это значит, что приговор им подписан.
Сегодня они оказались приравнены к коммерческим предприятиям, конечная цель которых - извлечение прибыли. По мнению работающих там фармацевтов, они могли бы конкурировать с частными предприятиями, если бы не те социальные нагрузки, снимать которые с них государство не спешит, отменив при этом льготы. Подобная ситуация характерна не только для рецептурных отделов с их каплями для детей и растворами для больниц. Функции социального патронажа населения - это и льготный отпуск лекарств, и реализация наркотических лекарственных средств.
По российскому законодательству более 50 групп населения имеют право на льготное приобретение медикаментов. Реализуется оно, как правило, через муниципальные аптеки, которые обычно кредитуют социальные службы, приобретая лекарства за свой счет. Деньги же к ним возвращаются позднее, при предъявлении реестров и льготных рецептов, часто с задержками. Это вынимает из оборота аптеки немалые собственные средства - всерьез и надолго. И неизбежно отражается на ее ценовой политике.
"Классика" объявила себя аптекой оптовых цен, потому что она может себе позволить сделать большой объем закупок, получить скидки и выставить цену поменьше. В отличие от муниципальных аптек, приобретающих по две-три коробочки да еще с отсрочкой платежа. И здесь они в проигрыше: цены выше - жизнь хуже. Ну, а о том, что покупатели год от года все придирчивее рубли считают, фармацевтам рассказывать не надо: по их подсчетам, цены на лекарства по сравнению с летом прошлого года опять выросли, причем нешуточно - примерно на 30 процентов.
Разоряет муниципальные аптеки и реализация наркотических лекарственных средств. Она сопряжена с несколькими барьерами защиты, так что их охрана обходится даже дороже стоимости самих препаратов.
Доступность лекарственного средства, по формулировке Всемирной организации здравоохранения, определяется не только его безопасностью и качеством, не только доступностью по цене, но и досягаемостью по географии. Похоже, последнее требование, несмотря на стремительный рост числа частных аптечных учреждений, скоро станет трудновыполнимым. Челябинск - город разбросанный, и даже одной муниципальной аптеки на район может оказаться маловато: далеко добираться. А если она останется единственной на два района? Или даже на весь город? Скорее всего, их придется открывать заново: нам без них не прожить.
- Подобная проблема знакома многим регионам России. Наши соседи, я знаю, да и столичный муниципалитет, стремятся к тому, чтобы 25-30 процентов аптечной сети города сохранить в своей собственности, - рассказывает Ольга Печерских. - На мой взгляд, полная ликвидация их в Челябинске совершенно недопустима. И политика наших властных структур в организации местного фармрынка должна определяться той социальной ролью и значимостью, которые имеют муниципальные аптеки.
...А между тем готовится к ликвидации очередная муниципальная аптека - 16-я, что в Ленинском районе. Прощай, фармняня! n