11-09-02
"Ground zero" - "нулевая земля": Так или несколько иначе можно перевести словосочетание, которым жители Нью-Йорка окрестили огромную "дыру", всосавшую многотонные обломки двух всемирно известных небоскребов. Впрочем, я слышала, что это жутковатое определение не прижилось. Безумно трудно было привыкнуть к пустоте, поэтому правительство США решило установить неподалеку от места катастрофы два мощных, вертикально светящих прожектора-"башни". Бывший Международный центр торговли, вернее его след-фантом, именуют по-прежнему "близнецами".
Когда я была в Нью-Йорке проездом, уговорила коллег по командировке съездить на место трагедии. Не обывательского любопытства ради. Душа требовала побывать на месте, ставшем огромной братской могилой для тысяч людей разных национальностей, в том числе и русских. Близко подойти было невозможно, полиция следила, чтобы люди держались подальше от огромного огороженного участка, который и полгода спустя после случившегося не был до конца расчищен от завалов. Словоохотливый полисмен, словно гид, показывал нам: "Вон в тех соседних небоскребах все стекла повылетали, вон то здание дало трещину". А люди! Какие адские ощущения пережили те, кто стал жертвой тщательно спланированного теракта! Неизбывна и душевная боль невольных зрителей трагического события. В некотором расстоянии от "ground zero", уже за пределами этой зоны, металлическая ограда была сплошь увешана различными вещами. Здесь плакаты с подписями скорбящих людей либо оттисками кистей их рук. Фотографии тех, кто в тот день так и не вернулся к родным.
Хаотично набросаны на торчащие прутья или прикреплены к ним груды национальных флагов, религиозных атрибутов в виде икон, крестов, а также футболок и кепок, возможно, оставшихся от погибших или принесенных родными как дань безмерной скорби. Горели свечи, стояли еда и питье как знак поминовения. И этот "забор памяти" производил не менее страшное впечатление, чем "черная дыра". Как цинично смотрелись на этом фоне бойкие торговцы, окружившие "зону" своими лотками с сувенирами на тему трагедии. Спекуляция на горе: Любопытно, что в первые же дни после случившегося нарасхват шли национальные американские флаги, и почему-то торговали ими в основном арабы.
На днях я говорила по телефону с Львом Авербахом, отцом нашей знаменитой землячки, талантливого поэта и музыканта Леры Авербах. Сама она, как мне было известно, отказывается комментировать эту тему. Живя на Манхэттене, вблизи от эпицентра трагедии, Лера, к счастью для ее тонкой натуры, не была свидетелем той паники, которая охватила микрорайон. Дым, гарь, пепел, крики, бегущие люди: В тот день, 11 сентября, она должна была лететь на гастроли в Лос-Анджелес, причем рейсом той самой компании, самолеты которой стали для террористов кошмарным орудием. Но билет удалось достать только на 10 сентября. Бог отвел ее от ужасного события. Но она узнала о нем в первые же минуты от бойфренда, позвонившего ей из их квартиры на Манхэттене. Лера сразу же связалась с родителями, которые, кстати, незадолго до этого переехали из Челябинска в Нью-Йорк, и предупредила отца: "Не езди в свой офис, это опасно. В деловом центре пострадали "близнецы", те, что в одном блоке от вашей компании".
- Трудно было поверить в реальность происходящего, - рассказывает Лев. - Накануне поздно вечером я возвращался с работы, шел мимо "близнецов". И вдруг их не стало:
Еще две недели после этого здание компании, где работает Лев Авербах, и соседние здания были закрыты. Их экстренно приводили в порядок. Атмосфера мегаполиса была накалена, многие нуждались в помощи психологов и психоаналитиков. Своего рода лекарством стали газетные публикации о людях, чудом спасшихся из ада трагедии. Родственники погибших надеялись на подобный божественный случай. Тщетно. Позднее Лера сочинила Сонату N 2 для скрипки - дань памяти погибшим.
Лев Авербах сказал, что сейчас напряжение тех месяцев спало. Американцы внешне спокойны, хотя слово "стресс" стало ключевым применительно к нынешнему образу жизни всей нации. Он рассказал, что филиалы многочисленных финансовых компаний, располагавшихся в разрушенных зданиях, смогли сохранить свой бизнес и какое-то время спустя возобновили работу. Более того, они сумели выплатить денежные компенсации родственникам своих погибших сотрудников и впредь обещают платить причитающиеся им дивиденды.
В начале сентября я по электронной почте связалась также со знакомыми американцами. Попросила их высказаться по поводу беспрецедентной катастрофы.
Вот что пишет 62-летний Ларри Кэнэтзер из Техаса: "Благодаря Богу никто из моих друзей или знакомых там не пострадал. Однако мой сын сотрудничает с большой коммерческой компанией по недвижимости, которая имела свой офис в одной из башен Всемирного торгового центра. Так вот, они потеряли многих партнеров. Мой сын знал некоторых лично. Большинство людей в США все еще помешано на этой катастрофе. Мы надеемся, что правосудие восторжествует в той или иной форме. На этот итог направлено общественное мнение. Вы, возможно, слышите иные комментарии от наших национальных информационных сетей, но не верьте ни слову. Иногда у этих писак собственная "повестка дня". Живя в Техасе, мы в большей степени горды нашим государством, чем те, кто входит в "господствующее течение" СМИ. Имейте в виду, что президент Буш из наших мест".
А это строчки из письма Энн Баинтер, проживающей в штате Айова: "Я не знаю каких-либо личных историй, связанных с атакой на Нью-Йорк. Несколько лет назад мы с мужем Бобом ужинали в ресторане "Окна мира" на самом верху одной из башен. Мы даже в самых страшных фантазиях не могли предположить, что станет с Всемирным центром торговли. В принципе ситуация была травмирующей для всей планеты, разве не так? Наверное, все здравомыслящие граждане Земли беспокоятся, что со стороны терроризма возможны другие подобные действия. Думать об этом страшно. Боже, в каком мире мы живем!
Как много храбрости и заботы проявили те, кто участвовал в многомесячной акции по расчистке последствий ужасного разрушения. Надеюсь, эти гуманные шаги возобновляют веру в совершенство человечества".
Думаю, Энн права: всем нам хочется верить, что гуманизм сильнее террора.
Лидия САДЧИКОВА
Власти Нью-Йорка представили шесть планов по строительству зданий и мемориальных сооружений на месте, где стояли башни Всемирного торгового центра.
При разработке планов застройки "нулевой отметки" столкнулись два мнения. Многие родственники тех, кто погиб в ВТЦ, не хотели бы, чтобы на месте так называемого "следа" башен, в пределах периметра небоскребов, сооружалось хоть что-нибудь. Несмотря на то, что эксперты официально объявили о прекращении поисков человеческих останков на месте ВТЦ, только половина из примерно 3000 погибших была идентифицирована.
Однако местные власти и владельцы земли не могут позволить себе иметь в центре самого делового города планеты громадную пустующую площадь. Поэтому все шесть представленных планов предполагают, что на месте ВТЦ будут построены офисные здания с рабочей площадью не менее миллиона квадратных метров. Среди других общих для всех проектов предложений - памятники, городская площадь, гостиница и магазины.
Четыре проекта предполагают, что сердцевина разоренной взрывами площадки все-таки останется открытой. Авторы двух других предлагают застроить и ее. В одном из вариантов предлагается устроить гигантский променад, обсаженный сотнями деревьев, - в память о каждом из 3000 погибших в ВТЦ.