11-10-02
Анастасия БЕРСЕНЕВА
Челябинск
Разрисованный граффити челябинский двор по адресу: Свердловский проспект, 28, объявлен свободной зоной. Свободной от представителей экстремистской молодежной организации скинхедов. Так заявили ребята, называющие себя White Smoke Clan (WSC) - "Клан белого дыма". Основателями клана в Челябинске считают себя граффитисты из команды "ESB".
Вова-Sonic, Саша-Net и их друг Денис по прозвищу RDK - студенты челябинских вузов. Выглядят обычно: теплые куртки, крепкие кроссовки, сотовый в кармане.
- Клан White Smoke оформился как движение два года назад, - рассказывает Sonic. - В то время челябинские скинхеды начали набирать обороты. Они вылавливали маленьких пацанов-рэпперов, одетых в широкие штаны, и "ломали". А поскольку тогда распространилась мода на широкие штаны, то под угрозой оказался буквально каждый. Мы не могли просто сидеть и ждать, когда скины перебьют нас. А тут из Петербурга приехал знакомый. Он рассказал о местном Клане белого дыма, который борется со скинхедами. Идея понравилась, и мы решили назваться WSC.
Требования к члену клана сводились к трем пунктам. "Смоком", как они себя называют, считается тот, кто носит "корону" - шапочку "Kangol", испытывает ненависть к скинхедам и любит рэп-музыку. По сути, те же рэпперы, только отличаются большей активностью.
Сколько ребят состоит сегодня в челябинском клане, никто не пробовал определить. Вова-Sonic, задумавшись, насчитывает 60 человек - это только те, о которых он знает.
- Основной костяк смоков, - перечисляет Вова, - это мы - "ESB", затем пацаны из автомобильного института и команда граффити "B-school". Что мы делаем как WSC? Бьем скинов, рисуем граффити и читаем рэп.
По словам парней, смоки всех скинов подряд не бьют. Попадает только самым "упертым", а остальным вроде бы периодически пытаются объяснить, что они идут за идеей, которой не понимают. Степень "упертости" выясняется через вопросы. У Sonic'a есть свой метод: он носит с собой монету 1965 года выпуска - год 20-летия победы над фашистской Германией.
- Я показываю скину монету и спрашиваю: "Ты знаешь, что твои деды воевали против фашистов?" Или так: "Что такое кельтский крест, который ты носишь как свастику?" Или спрашиваю: "Ты против негров?" Любой скин ответит "да". Тогда я ему говорю: "А ты когда-нибудь их видел?" Практически никто не видел.
- Я не понимаю, - перебивает его Саша-Net, - почему они ненавидят китайцев, чеченцев, грузин? Я сам знаю несколько чеченцев, это прекрасные люди! Они уважают семью, относятся друг к другу гораздо добрее, чем русские.
- Да я могу любому скинхеду объяснить о его движении больше, чем он сам знает. - Вова начинает рассказывать, как зародилось движение "бритоголовых" в доках восточного Лондона. - Но страшно то, что скинхеды не думают, почему они являются последователями Гитлера. Они как солдаты - даже по улицам ходят "в ногу", по четыре человека. У них строгая иерархия. И малолеток среди них много. 10-12 лет, а туда же: "Мы, скины, - псы войны": Если бы нашелся человек, который смог объединить скинхедов и руководить ими, года через два город был бы в их власти. К счастью, в Челябинске есть только четыре настоящих скинхеда-националиста. Остальные так, придуриваются:
До смоков доходили слухи, что в прошлый день рождения Гитлера в Челябинск собирались приехать несколько "бритых" из столицы, чтобы спровоцировать какую-нибудь акцию. Но Южный Урал - провинция, и матерых фашистов не особо интересует. Да и последователей их в городе немного.
- Может, сто человек, может, двести... Они же не постоянно сидят у Орленка, по головам не пересчитаешь. Тусуются во дворе за "Ритмом" и напротив Орленка. Только вчера узнали - во дворе около "Уральских пельменей". О других городах нашей области не знаем. Возможно, есть в Магнитогорске, потому что там тоже появился Клан белого дыма:
"Маленькая молодежная война" затронула весь город. Каждый определяется с лагерем, в котором будет состоять, и чьи интересы будет защищать. По словам ребят, в Ленинском районе живут гопы, в Металлургическом - все вперемешку, в Центральном - рэпперы, в Калининском - "белый дым". Возраст "армий" - от 12 до 22. Образование - от "неполного среднего" у скинов и гопов до незаконченного высшего у смоков.
По сведениям клановцев, в вузах скинов практически нет - кроме ЮУрГУ, где их человек пять. В остальных вузах - ЧГПУ, ЧелГУ, в том же ЮУрГУ - смоки. Есть смоки и в ЧВАИ. Кстати, больше всего драк происходит между скинхедами и курсантами. Скины ненавидят будущих офицеров из-за того, что они состоят в Российской армии, а следовательно, против фашизма. Почти каждую неделю проходят разборки между скинхедами и школьниками-рэпперами около пятой школы на улице Калинина. Сами члены клана бьются со скинхедами раз в неделю или в две. Успех схватки определяется количественным соотношением сторон. В милицию ребят забирали только пару раз. Впрочем, сами смоки утверждают, что драться вовсе не любят и делают это только в исключительных случаях.
Люди часто считают, что молодежь "подрастет - перебесится". Может быть, и эти маленькие войны - лишь игра?
Другое мнение
Сотрудник инспекции по делам несовершеннолетних УВД Челябинска капитан Сергей Филатов:
- С большой уверенностью могу заявить, что скинхедов в Челябинске нет. Ни в одном из городов или районов области не распространяются легальный российский скинхед-журнал "Под ноль" и записи право-радикальной скинхед-группы "Коловрат". На Южном Урале не зафиксирована деятельность ни одного отделения главной организации скинхедов России - партии Свободы (лидер - Юрий Беляев, штаб-квартира - Санкт-Петербург). Даже если судить по уличному граффити, на стенах челябинских домов не встретишь нарисованную аббревиатуру скинхедов WP - "White Power" или "White Pride" - так называют себя скинхеды всей Европы. Уверен, что челябинцам незнаком и официальный девиз скинхед-движения: "Fight for your class, not for your race" (Борись за свой класс, а не за свою расу!). Скинхедов в Челябинске придумали журналисты, называя так любого бритоголового хулигана, одетого в короткую кожаную куртку и в тяжелые армейские ботинки с высокими берцами. Это обыкновенная шпана, как их называли в середине 80-х годов, - гопники. Никакого отношения к скин-движению они не имеют.