11-10-03
"Мне близка эта роль"
В корпункт "Челябинского рабочего" позвонил молодой человек и спросил:
- Здесь набирают актеров для спектакля по произведениям Верзакова? Меня зовут Дима, я недавно демобилизовался и не могу найти работу, как Денис из повести "Дачная сюита". Много у нас общего и в личном плане. Хотел бы играть его. До армии ходил в театральную студию.
Просьбу Димы Погребного я передал режиссеру Марине Шмидт и руководителю литературного объединения "Мартен" Надежде Глыбовской - они набирали актеров для постановки спектакля. Дима быстро выучил роль и очень старался, чтобы "вписаться" в режиссерский замысел. Но, как у его героя, у Димы драматично складывалась "адаптационная" после службы в Чечне жизнь, что отражалось на репетициях. Ему трудно было сочетать любимое занятие с работой на рынке, куда он устроился грузчиком. Непросто "обретали" исполнителей и другие действующие лица. Но ребята быстро вдохновлялись романтическим ореолом постановки. Наряду с героями в течение трех репетиционных месяцев учились преодолевать трудности, взрослели, спорили о ценностях жизни.
И все-таки получилось...
В cентябре в златоустовском ДК "Булат" прошла премьера спектакля "Там, за облаками", посвященного памяти уральского Экзюпери, как называют бывшего летчика Николая Верзакова. На первый показ зрителей пригласили немного: спектакль еще требует "шлифовки". И все же об этой театральной работе уже можно говорить как о необычной.
Необычной потому, во-первых, что в ней занят сборный коллектив начинающих актеров, в большинстве ни разу не игравших сложных драматических ролей. Искали, где только могли. Костяк образовали ребята, занимающиеся в театральной студии при ДК "Булат". К ним добавились члены студенческого клуба общения "Ветер", загоревшиеся актуальной проблематикой спектакля. Во-вторых, постановку осуществила режиссер ЧелГУ в своеобразном тандеме с режиссером ДК Галиной Кузнецовой. В-третьих, работу над спектаклем охотно профинансировали меценаты, которых пригласили посмотреть постановку "вчерне". Прежде всего ООО "Метапласт". Солидную поддержку оказало общественное движение "Забота".
Мистический привет
Спектакль начинается с того, что выходящие на сцену для пролога актеры бросают в зал бумажные самолетики. Такое режиссерское решение пришло не случайно - в очередную годовщину смерти Николая Верзакова на балкон квартиры, в которой на время репетиций поселилась Марина Шмидт, влетел бумажный самолетик. На верхний этаж пятиэтажного дома. Откуда? С нижнего балкона? С земли? Другой такой же самолетик в этот же день упал под ноги соавтору проекта. Что это? Совпадение? А может, если верить в мистические явления, привет от уральского Экзюпери, его благословение?
От сердца к сердцу
Спектакль сделали в двух плоскостях: как литературную композицию и как драматическое действо. Актеры то и дело рассказывают о своих героях в третьем лице, цитируя авторский текст повестей. Это придает постановке размеренно-вдумчивый характер, настраивает на осмысленное, глубокое восприятие. Большинство ребят, занятых в спектакле, еще не умеют "держать голос", драмы героев переживают "всерьез", как свои, нередко переходя на полушепот, на прерывистые фразы. Потому было решено сыграть премьеру по законам малой сцены: стулья для зрителей установили прямо на подмостках, рядом с разворачивающимся действием. Эта камерность усилила драматическое восприятие многих сцен, в которых показаны несчастная любовь, материальная и нравственная неустроенность, психический надлом. Минимум декораций и реквизита восполнили нестандартные режиссерские решения - танцы с тканью, пантомима, "говорящее" музыкальное оформление.
Чтобы побеждала любовь
Основой для постановки послужили произведения из великолепно изданной (нашел же небогатый город средства!) посмертной книги талантливого златоустовца "Капля души". Она включила и повести, остро ставящие проблемы молодежи. Вечные ценности сталкиваются в них с издержками захлестывающей страну капитализации. В этой борьбе, оказавшейся не менее тяжкой, чем война в Афганистане, одерживает победу бывший солдат Денис. Ему помогает бескорыстной и безответной любовью девушка с необыкновенно чистой и красивой душой - Любушка, которую на пронзительной ноте сыграла студентка ЮУрГУ Юля Суслова, вызвавшая слезы у многих зрителей. Сама Люба от грязи жизни спасается обращением к Богу, уходом в монастырь. А вот молодые герои второй части спектакля, поставленной по повести "Бег по наклонному льду", оказываются в плену "чумы XX века" - наркомании. Их драма, надеются создатели спектакля, найдет отклик в сердцах юных зрителей, оградит от пагубного пути...
Пришедшие на премьеру родственники Николая Верзакова - вдова и дочь - были тронуты постановкой, по их мнению, оказавшейся очень близкой нравственному кодексу писателя.
Валерий георгиев