11-10-97
Во всех справочных документах после выборов, проведенных в области в декабре минувшего года, а затем и после июньских довыборов, Челябинск упорно назывался в ряду муниципальных образований, "имеющих долг" по главам и органам местного самоуправления. При этом, как правило, перечислялись оставленные без своих, то есть законно избранных, глав и депутатов, все семь городских районов. Приводилась цифра рабочих поселков и сельсоветов, в которых также не проходили выборы. В письме, подписанном первым заместителем председателя Законодательного собрания А. Саломаткиным и в июле разосланном по областным городам и весям, Челябинск перечислялся в ряду тех территорий, где "не завершена работа по созданию представительных органов, местных муниципальных образований, тем самым не до конца реализованы конституционные права граждан избирать и быть избранными в органы власти".
Мэр Челябинска В. Тарасов и Челябинская городская Дума это обвинение в адрес областного центра с самого начала решительно отвергали. Ссылались при этом на устав города, не предусматривающий выборы районных глав и органов местного самоуправления. По уставу, действующему с 18 января 1996 года, глава города назначает глав районных администраций. И Вячеслав Тарасов, избранный городским головой в декабре минувшего года, соответствующие назначения вскоре и произвел. Однако вопрос с повестки дня снят не был. Чему подтверждение и вышеупомянутое письмо одного из руководителей Законодательного собрания области. Не было единодушия и среди депутатов городской Думы.
Время шло, а споры не утихали. В них с самого начала была вброшена идея о том, чтобы узнать мнение горожан, о референдуме по вопросу о том, считать ли городские районы самостоятельными муниципальными образованиями со всеми вытекающими из этого последствиями. Но челябинцы уже высказались по данному вопросу, возражали сторонники статус-кво: ведь устав принимался на референдуме и принят большинством избирателей.
Тем не менее, известно, что далеко не каждый избиратель прежде чем сказать "да" на референдуме, дал себе труд вчитаться в каждую строку проекта устава, смог услышать, оценить проблему деления города на самостоятельные самоуправляемые единицы, представить последствия назначения, а не выборов районной головной власти. К тому же сама кампания обсуждения столь важного документа, помнится, была весьма скоротечной.
За полтора года, что действует устав, аргументация "за" и "против" города как единого целого, вокруг того, надо ли избирать глав районных администраций, питала дискуссии на различном уровне, вплоть до Верховного суда. Меж тем совершенствовалось федеральное законодательство, в том числе и в вопросах самоуправления. Претерпел изменения и устав Челябинска. Город вплотную занялся созданием комитетов территориального общественного самоуправления. (В обиход вводится новая абревиатура - КТОС). На уровне области недавно с участием челябинцев приступили к подготовке законопроекта о статусе города Челябинска как административного центра области. Когда я поинтересовалась, как сегодня городской депутатский корпус относится к спору о городском устройстве, какое на этот счет мнение имеет, секретарь Думы В. Крюков ответил неожиданно:
- По этому вопросу мы не должны иметь мнение. Мы просто жестко должны выполнять законы, которые приняты в области. Вот и все.
- Есть устав города, им и надо руководствоваться?
- Я даже не его имею в виду в первую очередь. А областные законы - о местном самоуправлении, административно-территориальном устройстве Челябинска. Именно эти законы рассматривались Верховным судом в июне, а не устав. Если бы какая-то его статья не соответствовала положениям закона, она была бы мгновенно отменена, в том числе и касающаяся системы управления городом. Тем не менее городской верховной властью было принято решение о том, чтобы выяснить мнение населения Челябинска по вопросу деления города на самостоятельные ( в статусе муниципальных образований) районы и рабочие поселки, а также и о том, какой, по его, народному, мнению, глава районной власти предпочтительнее - назначенный или избранный?
Результаты опроса, который проводился Уральской академией государственной службы были обнародованы на внеочередном заседании городской Думы. Не думаю, что выводы преподнесли сюрпризы - горожане абсолютным большинством (84 процента опрошенных) "проголосовали" за единство города. Выявлено также и предпочтение выборов глав районных администраций (44 процента "за" при 26 процентах "против"). Социологи отметили, что "хотя предпочтение это не носит подавляющего характера, но все же имеет место в большинстве структурных групп".
Кстати, следует отметить высокую точность проведеннных социологических исследований: опрос был проведен во всех семи районных и пяти поселках города с соблюдением территориальной модели города и социально-демографической модели населения по полу, возрасту, образованию и социальному положению. Было опрошено 4807 жителей, причем с помощью компьютерного моделирования достигнуто высокое соответствие выборки опрашиваемых модели каждого из 12 территориальных образований. Докладывая депутатам результаты, директор Челябинского филиала Уральской академии государственной службы С. Зырянов сообщил, что погрешность в результатах опроса по городу не превышает одного процента. Итак, сегодня, кажется, положен конец спору о том, быть ли городу единым целым. Быть! - повелевает Устав, считают власть и, судя по обстоятельному опросу, сами горожане. Что же касается выборов глав районных администраций (не глав районов, а именно руководителей администраций - разница тут большая), то здесь, как представляется, вопрос остается открытым. Валерий Крюков считает, что мнение населения непременно должно учитываться. Но, по результатам тех же социологических исследований, 44 процента челябинцев, высказавшихся за выборность глав районнных администраций, это не 84 процента сказавших "да" единству Челябинска. Не так внушительно, я бы сказала, хотя, конечно же, повод для раздумий есть.
На своем заседании депутаты городской Думы под председательством мэра В. Тарасова приняли к сведению результаты опроса жителей города. Они записали в своем решении: "Учесть выявленное мнение жителей города при доработке законопроекта "О статусе города Челябинска..." Так что в перспективе, может быть, и будут челябинцы избирать районных глав, чтобы были они подотчетны не только мэру, но и избирателям. Перед заседанием Думы некоторые депутаты высказывали мысль о возможности проведения референдума в городе по данному вопросу, но в ходе самого заседания об этом разговор не был поднят. И, думается, это обстоятельство достаточно красноречиво.
Елена ФРАНЦЕВА.