11-10-97


Последние из "ноушат"?

В то время как во многих регионах России научные общества учащихся перестали существовать, в нашей области они по-прежнему действуют

Их стало даже больше. Открылись филиалы в Снежинске, Аше, Сатке, Челябинске. 12 октября в Челябинском педуниверситете состоится 35-я областная сессия НОУ. Через кружки и секции этого общества пришли в большую науку десятки докторов, сотни кандидатов наук. К примеру, руководитель Госналогслужбы Российской Федерации Александр Починок тоже выпускник НОУ.

Беседую с председателем совета кураторов НОУ, проректором по научной работе Челябинского педагогического университета В.Я. Рушаниным.

- Владимир Яковлевич, во многих регионах России сегодня уже закрыли НОУ. Не говорит ли это о том, что правы были люди, утверждавшие: нельзя делить большую науку на детскую и взрослую?

- НОУ закрыли вовсе не потому, что идея оказалась тупиковой. Как раз наоборот. Она выдержала проверку временем. Но в условиях кризисной ситуации неизбежными бывают потери. К счастью, мы сохранили нашу систему. И сегодня в ней занимается около пяти тысяч школьников, объединенных в 354 секции. Ребят ведут в науку 226 ученых вузов - ЧГТУ, ЧелГУ, медицинской академии, иститута искусства и культуры и, разумеется, нашего. Ведь НОУ родилось в наших стенах, по инициативе двух людей - недавно ушедшего из жизни А.З. Иоголевича и бывшего проректора по науке Л.Г. Ахумовой. Сегодня я назвал бы НОУ визитной карточкой нашей области. Предметом особой гордости.

- НОУ сохранила традиция. Она оказалась очень мощной. Ведь мы были родоначальниками НОУ. Первыми, кто воплотил идею в жизнь. Поддержало руководство нашей области, как прежнее, так и нынешнее. И в суперсложных экономических условиях находило возможность оплачивать сборы в лагере "Курчатовец", выделять стипендии.

Ну и, конечно, руководители уже названных вузов считали и считают НОУ важной частью своей работы.

- Потому что нынешние старшеклассники завтра придут к ним в вуз?

- Совершенно верно. Работа в НОУ - это работа на потенциального абитуриента, поиск таланта, которому можно будет доверить потом дело своей жизни. Встречается еще и прагматический подход. Зачем, мол, мне эти школьники? Лишняя головная боль... Но логика настоящего ученого, как правило, другая. Он всегда будет искать ученика. Ведь только ученики дают возможность создать свою научную школу. "Учитель, воспитай ученика, чтоб было б у кого потом учиться..."

НОУ - начальное звено цепочки в большую науку. Далее - НСО (научное студенческое общество), лаборатория молодых ученых. А там уж - и главная цель.

- Владимир Яковлевич, за 35 лет изменилось многое. И НОУ, я думаю, тоже?

- Конечно. Если раньше среди "ноушат" были в основном старшеклассники, то сейчас в секциях и кружках все чаще встречаем ребят шестых-седьмых и даже пятых классов. Одаренность стала более ранней.

В последние годы руководителями научных работ все чаще становятся учителя школ-гимназий, лицеев, колледжей, работники дополнительного образования. Меня это радует. Меняется аура школы. Там начинает царить дух науки. У ребенка возникает более тесный контакт со своим руководителем. Ведь учитель к ребенку ближе, чем вузовский преподаватель. Но есть свои проблемы. Подчас страдает шлифовка таланта, особенно в "глубинке". Мы должны помочь сельским учителям. Назрела необходимость проведения семинаров, где сельским учителям давали бы перечень наиболее актуальных научных проблем, знакомили бы с методологией и технологией научного творчества, информировали бы о новых поступлениях в Челябинскую универсальную научно-техническую библиотеку.

Важно, вероятно, и то, как изменились интересы ребят. Наиболее популярным сегодня стало гуманитарное направление. (Это в нашей-то супериндустриальной области!) Ребят увлекают экономика, юриспруденция, психология, социальная педагогика, журналистика, история, философия. Второе по популярности направление - естественно-биологическое.

- Владимир Яковлевич, поскольку мы заговорили о перспективах, каким вам видится НОУ завтрашнего дня?

- Хотелось бы возобновить выпуск сборника "Юный исследователь". Мы перестали, к сожалению, публиковать работы наших "ноушат". А ведь первая публикация так важна в плане самоутверждения. Для ребенка - это праздник.

Хорошо бы открыть "Клуб интеллектуалов", к примеру, на базе Челябинского Дворца творчества учащейся молодежи, что на Алом поле, ребятам, помимо интеллектуальных занятий, нужно еще и просто живое общение. В чем много раз уже убеждали курчатовские сборы.

Недавно в Обнинске проходил интеллектуально-творческий марафон, в котором участвовали ребята из 64 городов. Наша команда заняла там первое место. Это не единственная наша победа. Думаю, что пришло время быть уже нам самим инициаторами крупных республиканских соревнований, конференций, конкурсов. Это даст возможность утвердить свои позиции, поднимет авторитет нашего региона.

- Владимир Яковлевич, не могли бы вы объяснить, почему порою жалуются, что победителями НОУ становятся не самые лучшие?

- Два года назад мы решили победителей областного конкурса НОУ в вуз принимать без экзаменов. Пошли на это из самых лучших побуждений. Но столкнулись с негативными последствиями. Два года идет нездоровая конкуренция, причем даже не между детьми, а между родителями. Это, конечно, тревожит. Мы не должны выхолащивать дух высокого интеллекта, настоящей науки. Чтобы избежать неприятностей впредь, вводим сейчас институт независимых экспертов. Нам хотелось бы, чтобы наши конференции стали настоящим интеллектуальным пиршеством. И мы сделаем все возможное, чтобы ничем не омрачить этот праздник.

Светлана ЖУРАВЛЕВА.

г. Челябинск.