11-11-97
- "А корреспонденту, когда его найду, башку отверну..." - на экране телевизора оживленно жестикулирует немолодой человек с лицом, слегка искаженным мимикой. Слова звучат очень убедительно, движения рук решительны, и я ощущаю смещение позвонков в области шеи. Потому что речь идет о моей башке.
Процесс непроизвольного отвинчивания головы останавливает комментарий корреспондента Каслинской студии телевидения Людмилы Ничковой: "Пусть то, что сказал этот человек, останется на его совести. Ему не понять ни нашей боли, ни нашей тревоги. События, подобные 11 сентября, происходят как раз из-за разгильдяйства и беспардонности таких вот горе-руководителей. Обидно и горько, что расплачиваться за это приходится нам и нашим детям".
Напомню, что 11 сентября этого года на каслинской трассе, на перекрестке дорог в поселки Тюбук и Аллаки, пьяный тракторист "Кировца" таранил ЗИЛ-131, перевозивший контейнеры с радиоизотопами иридий-192 и кобальт-60. От удара машина перевернулась, контейнеры разлетелись в радиусе 10 метров. Разрушен деревянный (!) кузов грузовика. Два контейнера открылись, и внутренние колбы выпали. Замер радиационного фона у раскрытых контейнеров дал 1000 мкР/час, что соответствует ГОСТу на транспортировку радиоактивных грузов. Шесть единиц техники и сорок человек семь часов ликвидировали аварию. Контейнеры и колбы были перегружены в спецмашину и отправлены обратно на ПО "Маяк".
Эти данные - из "Информационного вестника" главного управления по делам ГО и ЧС.
"Челябинский рабочий" первым рассказал о случившемся, что и вызвало бурю эмоций у директора екатеринбургского госпредприятия "Изотоп" (чей грузовик перевозил одноименную продукцию) Владимира Николаевича Буланова. Угроза "оторвать башку" прозвучала 30 сентября в Каслях, где проходила выставка архивных документов, приуроченная к 40-летию аварии 1957 года на "Маяке". По словам Владимира Николаевича, перевозка изотопов осуществлялась по всем правилам безопасности, а корреспондент наворотил черт знает что.
Песня известная: самолеты падают, потому что об этом газеты пишут!
Вполне понятное желание сберечь одну из важных деталей своего организма заставило меня заняться поиском документов, рожденных аварией уже 1997 года. И таковые нашлись.
"Докладная
Комиссия в составе инспектора ГО Каслинского ГОВД Кайгародова А.П., директора ветлаборатории г. Касли Тарасова, врача КРЦГСЭН Узцова И.В., о/у ОБЭП (фамилия неразборчива В.Р.) провела встречу с руководством ПО "Маяк" по факту ЧП при перевозке радиоактивных изотопов на автодороге Касли-Тюбук, Тюбук-Аллаки.
При получении изотопов в ПО "Маяк" ЕРКП "Изотоп" г. Екатеринбурга были допущены нарушения обеими сторонами:
1. ПО "Маяк" отпустило, не проверив у получателя сроков действия маршрутов перевозки радиационно-опасного груза и свидетельство о допуске водителя к перевозке данного груза.
2. В накладной, сопровождающей груз, количественное расхождение с фактическим наличием контейнеров с изотопами.
3. Автомашина ЕРКП "Изотоп" ЗИЛ-131 34-08 СВЧ не специально оборудованная, а приспособленная для перевозки радиационно-опасных грузов..."
Короче говоря, кузов "изотопной" машины внутри был закрыт свинцом, по периметру - листы железа, а сверху... брезент! Все необходимые для перевозки документы просрочены. ЗИЛ должен был прийти с прицепом, а пришел без него, отчего и случилось количественное расхождение в накладной. Но махнули рукой на "мелочи": "Езжай, Вася, с Богом!" Но не помог всесильный напарник...
Второй документ обстоятельнее и весомее первого. Подписан он главой Каслей Николаем Гвоздевым и направлен в пять адресов - в высшие областные инстанции, в правительство России и Госдуму. Оказывается, через Касли ежегодно проходит 50-60 автомашин с радиоционно-опасными грузами в коммерческих целях. "Однако, - сообщает Н. Гвоздев, - органы местного самоуправления и другие органы не информированы о графике проезда специального транспорта, который не сопровождается и не оборудован соответствующими указателями и сигнализацией. Администрация не осведомлена о степени опасности перевозимых грузов, их защищенности".
Далее выдвигаются требования: установить спецпосты для контроля, обеспечить сопровождение, установить налог с целью компенсации риска населению. В письме еще десяток пунктов, призывающих власти считаться с жителями района, которых 40 лет назад "лизнул" язык радиационного следа. В 1967 году они почувствовали дыхание ветрового выброса Карачая. В 1975-м здесь разливался аммиак из поврежденной цистерны. С севера озера Касли грязнит Снежинск. С юга - Озерск, куда идут отходы атомного производства опять-таки через Касли.
Все новые поколения каслинцев (и не они только) заболевают трудноизлечимой болезнью. В ней косвенно повинны озерский "Маяк" и снежинский ВНИИТФ. Болезнь не излечить никакими медикаментами, потому что имя ей - радиофобия. В этом случае есть одно средство - сделать объездную дорогу от Озерска до трассы Касли-Тюбук. Длина ее 2,3 км, а стоимость 4,3 миллиона в ценах 1991 года. За дорогу было бралась Каслинская администрация три года назад. Но дальше отсыпки грунта и уложенных нескольких десятков плит дело не пошло - иссякли силы и средства. Нет на сегодня теперь уже миллиардных накоплений ни у Каслей, ни у Озерска, ни у Снежинска.
Нет денег - есть проблема. А разрешиться она может самым неожиданным образом: доведенные до отчаяния жители перекроют однажды дорогу, по которой движутся машины без опознавательных знаков и сигнальных огней. Кто кому тогда начнет головы отрывать?
Виктор РИСКИН.
(Наш корр.).
г. КАСЛИ.