12-01-02


"Золушка" родилась

Премьерой балета Владимира Васильева в Челябинске открылся фестиваль в честь его жены Екатерины Максимовой

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

Вчера в Челябинском театре оперы и балета имени Глинки давали балет "Золушка" С. Прокофьева, поставленный на нашей сцене знаменитым танцовщиком и хореографом Владимиром Васильевым. Этой долгожданной премьерой в Челябинске открылся "Фестиваль балета в честь Екатерины Максимовой". Теперь каждый месяц в репертуарных спектаклях будут выступать ученицы прославленной балерины.

Екатерина Сергеевна прилетела в Челябинск еще 7 января и все эти дни помогала балеринам в репетиционных классах. Она все так же энергична и скромна. Говорит, что в челябинском театре чувствует себя в родной творческой стихии, очень хвалит нашу балетную труппу. За четыре премьерных показа (11, 12, 13 и 16 января) в заглавной партии "Золушки" выступят три танцовщицы - прима "Кремлевского балета" Наталья Балахничева и наши Татьяна Предеина и Татьяна Сулейманова. Самого хореографа в Челябинске ждут завтра, из-за контрактных обязательств в Америке он не смог приехать раньше.

Напомним, "Золушка" - один из первых спектаклей труппы "Кремлевский балет". И, пожалуй, самый известный, вызывающий непременный восторг у публики вот уже 10 с лишним лет. Владимир Васильев в свое время танцевал Принца в одноименном спектакле Большого театра. Но то был другой балет. Маэстро всегда хотелось сделать "Золушку" по-своему, чтобы на первый план вышла атмосфера "беспредельной доброты".

Интересно, что вся история взаимоотношений нашего театра и звездной четы Максимова - Васильев эту беспредельную доброту демонстрирует уже несколько лет. Приезд таких звезд для работы с нашим балетом дорогого стоит, учитывая востребованность обоих в России и в мире. Еще только узнав о готовящейся премьере балета в хореографии Владимира Васильева, к нему проявили интерес иностранные импресарио.

Челябинский спектакль не стал слепой копией московского, чего многие опасались. Наша сцена намного меньше кремлевской, что изменило сценические объемы постановки. Но главное, Владимир Васильев - живая творческая личность, и просто в силу собственной синдроматики не способен входить в одну воду дважды.

Вчера же зрители сумели, наконец, оценить то, о чем так долго говорили. Во-первых, оформлявший спектакль художник Виктор Вольский сделал некое сказочное пространство, дух которого передан средствами цвета, фактуры и света. Последнее особенно важно, и хотя наш театр до сих пор не имеет соответствующей светоаппаратуры, смысл зрители уловили. Ажурные "на просвет" декорации, переливающиеся то голубым, то серебром, не мешают танцовщикам, но лишь оттеняют происходящее на сцене. Во-вторых, сказочный сюжет, в котором для Владимира Васильева было принципиально соответствующее настроение, в соприкосновении с музыкой Прокофьева создает мерцающий эффект, где радость соседствует с легкой грустью. Конечно, самый волшебный момент наступает, когда Татьяна Предеина вдруг появляется на сцене не в виде падчерицы, а принцессы. Калейдоскоп костюмов (их около ста) делает динамику спектакля поистине сказочной.

Истинные поклонники балета говорят, что настоящее удовольствие от спектакля можно получить, если сравнить разные составы. Несмотря на то, что все артисты стараются четко следовать советам хореографа, всякий раз на сцене возникают разные смыслы. И это самое важное, чем характеризуется живое искусство театра. Вот и сегодня Золушкой станет Наталья Балахничева. Говорят, балетоманам с опытом она очень напоминает Екатерину Максимову. n