12-01-02


Тайная милостыня

Нравственный опыт предков может и должен стать частью нашей жизни

Если обратиться к архивным документам, описывающим дореволюционный быт провинциальных городов, в том числе к материалам, долгое время находившимся под негласным идеологическим запретом, открывается много такого, что хотя и непривычно, но весьма поучительно сегодня. О некоторых малоизвестных фактах, а также обычаях жителей Миасса позапрошлого века рассказывает Виктор Столбиков, член общественного комитета "За духовное возрождение" при администрации города, человек, для которого культурное наследие горнозаводского края представляет немалый интерес:

- Листая пожелтевшие от времени страницы трехтомной летописи миасского храма Петра и Павла, поражаешься крепости и чистоте нравов, которые были присущи простым горожанам чуть более века назад. Некоторые стороны жизненного уклада взяты будто из "Домостроя" - этого свода правил жизни праведной, написанного еще духовным наставником Иоанна Грозного протопопом Сильвестром. В разделе "Нравственность" читаем, к примеру, следующее: "Сельские обыватели живут семьями в 15-20 человек. Делятся только в крайних случаях. Муж есть полный властелин и глава в доме... Почтение и полное послушание отцу, деду, бабке - закон...". В Миассе и сегодня встречаются старики, которые помнят о больших многодетных семьях в своем роду.

- Может, приведете встречающиеся в летописи свидетельства благочестивого характера жизни горожан?

- Стремление к благонравию проявлялось порой в совершенно неожиданных по нынешним меркам фактах. Чтобы лучше представить духовный облик предков, достаточно прочитать о колодцах, которые в старом Миассе были обустроены, как часовни. И по иконам, находящимся в их надстройке, имели соответствующие названия. Вот некоторые из них: "Никольский" (в честь Святителя Николы Чудотворца), "Покровский" (Покрова Пресвятой Богородицы), "Казанский" (Казанской Божьей Матери). Летопись дает основание думать: к ним, как и к пяти каменным часовням, стоявшим в то время в городе, в религиозные праздники совершались крестные ходы с освящением воды. Поистине, такое провинциальное благочестие можно поставить в один ряд с московским патриархальным бытом, блестяще описанным в романах Ивана Шмелева.

- Какие обычаи предков наиболее впечатляют?

- Летописец повествует о таком, широко распространенном в прошлом обычае: "В миасских жителях есть общая добродетель - это удовлетворение бедных явною и "тайною" милостынею. Здесь не существует голодающей бедности". Надо полагать, люди тогда были не просто сострадательны, но и в чем-то главном деликатны. Тайная милостыня обычно выглядела так. С вечера на определенном месте возле дома хозяйка выкладывала то, чем семья могла поделиться с нищим, беглым или просто нуждающимся в пище человеком. Не утерянная доброта души позволяла понимать не только собственное благополучие, но и находить в сердце место для чуткого и осмысленного отношения к нуждам и бедам других, обездоленных и лишенных необходимого в силу, может быть, не зависящих от них обстоятельств.

- Сострадательными были и богатые миасцы?

- Да, состоятельная часть миасского общества - купцы и промышленники - отличалась немалой благотворительностью. По причине крепости православных устоев в те времена они, полагаю, хорошо помнили евангельские слова: "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Мф. 5.7.). Среди видных благотворителей можно назвать Павла Васильевича Дунаева, потомка первых миасских поселенцев, крепкого предпринимателя, члена Оренбургского Михайло-Архангельского братства. Сохранилась память об Александре Даниловиче Романовском и особенно его сестрах - Лидии и Надежде, на средства которых возведена колокольня Свято-Троицкой церкви. Они были основными жертвователями при строительстве миасской гимназии. В числе добрых дел Георгия Митрофановича Симонова, крупного золотопромышленника и купца первой гильдии, - постройка церкви при ремесленной школе. Он вкладывал средства также в сооружение Свято-Троицкой церкви, храма Александра Невского, со дня освящения которого в 2001 году исполнилось 120 лет (храм был варварски разрушен в не столь далекие годы атеистического невежества).

- Виктор Иванович, может ли то доброе и возвышенное, чему стремились неукоснительно следовать наши предки, способствовать возрождению духовности сегодня?

- Так оно и происходит. Возрождаются традиции благотворительности и в религиозной, и в социальной сферах жизни. Новые Дунаевы, Романовские и Симоновы берут на себя это нелегкое бремя. Благими делами возрастает надежда на простое бесхитростное счастье, столь необходимое душе. Крепнет вера в человеческое участие и доброту, в то, что лукавство нашего времени не всесильно. Правда, и примеров иного рода, к сожалению, немало, но не о них сейчас речь.

Возвращаясь к старым благочестивым традициям жителей Миасса, можно еще добавить, что тайная милостыня была особенно в чести. Ибо с младых ногтей люди знали: доброе дело, о котором много не говорят, ближе Господу. Это, к слову, глубоко укоренилось в сознании русских людей. В словаре В. Даля приведена уральская поговорка: "Подавая милостыню в окно, отворачивайся и молись иконам".

- Что можно сказать в назидание иным нашим современникам - иванам, не помнящим родства?

- Может, не в назидание, а просто напомнить, что без опоры на культурное наследие, традиции жизнь наша становится все сложнее и сложнее. Нравственный опыт предков может и должен стать ее неотъемлемой частью. Нет необходимости скрупулезно копировать былое, но в здоровой сути своей его следует непременно сохранять. Преодолевая закравшиеся в нас черствость и отчуждение и тот индивидуализм, который не был присущ нашим прадедам, будем возвращаться на круги своя. Взращивать в себе любовь и милосердие, как бы это трудно ни давалось. И пусть не к тайной милостыне, а хотя бы к простой наши руки и сердца будут привычны.

Беседовал Валерий ЕРЕМИН