12-01-99
<Челябинский рабочий> уже писал о том, что на комбинате <Казак уральский> создается свой музей. Идея его открытия принадлежит старейшему работнику предприятия, бывшему главному инженеру Василию Самойловичу Ковалю. Экспонаты такого музея могут быть интересны вдвойне: через три года комбинат будет отмечать свой 100-летний юбилей.
Василий Самойлович собрал немало образцов всевозможных бутылок и этикеток, выпускавшихся на заре XX века. Сам подготовил чертежный эскиз будущего музея, где в стеклянных стеллажах разместится история комбината в бутылках и рюмках, фотографиях и альбомах, история всех его директоров и ведущих специалистов. Оказывается, комбинат выпускал не только спиртные напитки, но и фруктовую воду. А челябинская водка еще до войны славилась на всю страну.
Между прочим, здание комбината (бывшего казенного винного склада), построенное в 1902 году, стоит до сих пор. Его возвел городской голова доктор А. Бейвель. О том времени весьма забавно пишет наш земляк, акцизный чиновник К. Теплоухов. Заядлый охотник, большой любитель природы, он был известен современникам еще и как прекрасный фотограф. Спустя почти столетие он открылся нам и в качестве автора любопытных дневников, которые, кстати, в скором времени должны быть опубликованы. А вот что писал составитель известного в то время справочника <Весь Челябинск и его окрестности> В. Веселовский: <В 1908 г. (при населении Челябинска в 60 тыс. человек) из городских казенных лавок было продано вина 49376 ведер, из винных лавок Никольского поселка (у вокзала) - 39720 ведер. Всего - 89096 ведер на сумму 725152 рубля 40 копеек. И это не считая пива и других напитков. В Челябинске в это время действовали 6 пивных складов, до 70 пивных заведений, 4 ресторана и несколько трактиров>.
Вот еще один любопытный факт из истории города, тоже передающий аромат своего времени. В 1916 году в Челябинске был создан комитет по организации разумного развлечения. Под неразумным развлечением его организаторы понимали, наверное, и пьянство. Не правда ли, поучительный урок? Остается только надеяться на то, что еще не один такой урок преподаст нам создаваемый музей истории питейного дела. Сам же его организатор Василий Самойлович Коваль обращается ко всем землякам: быть может, у кого-то в доме остались от дедушек и бабушек старинные рюмки или бутылки, пробки и этикетки? Все это могло бы стать экспонатами будущего уникального музея.
Марат ГАЙНУЛЛИН.