12-02-04
Айвар ВАЛЕЕВ
Челябинск
В воскресенье в областной картинной галерее пройдет вечер "Художники Русаковы". В последний день работы выставки Николая Русакова искусствоведы и художники будут говорить о нем, основоположнике челябинской художественной школы.
Специально для участия в вечере из Москвы приедет его внучка, московская художница Татьяна Семенова-Русакова. Она, кстати, оформляла монографию о жизни и творчестве своего деда "Я смотрел зачарованным глазом", которая только что вышла из типографии. Ее автор искусствовед галереи и автор экспозиции Галина Трифонова работала над ней больше 20 лет. В 1980 году на выставке старейших художников Южного Урала Галина Семеновна впервые увидела картины Николая Русакова и с тех пор изучала его творчество, тщательно собирала материалы о его жизни и трагической гибели. Многие факты, относящиеся, например, к ложному обвинению в измене Родине и последующему расстрелу, долгое время были просто-напросто засекречены. Но помимо этого необходимо было восстановить биографию Николая Афанасьевича, изучить его творчество через призму его предшественников и современной ему среды.
Монография эта уникальна для нашей области. Это увесистый том - 160 страниц, 74 иллюстрации в приложении, большой справочный аппарат. Редкий художественный музей в провинции может похвастаться такой монографией. Разумеется, дело не только в полиграфических или финансовых возможностях. Они как раз не столь велики, как хотелось бы автору - монографию пришлось сократить, а ее тираж составил всего 300 экземпляров. Галина Трифонова говорит, что судьба и творчество Николая Русакова - это большая удача для исследователя. Работы художника до сих пор удивляют мощью таланта их автора.
Достоинство монографии состоит в синтезе документальности (Галина Трифонова изучала материалы, хранящиеся в РГАЛИ, музеях Москвы и Казани, архивах ФСБ) и искусствоведческого анализа. Автор монографии не без оснований ставит Русакова, учившегося у Коровина и Фешина, в один ряд с его более известными современниками Петровым-Водкиным, Родченко, Шевченко.
К счастью, специалистам областной картинной галереи сегодня удалось собрать большую часть творческого наследия мастера. И Галине Трифоновой не кажется чрезмерной мысль создать мемориальный музей Николая Русакова в одном из старых зданий Челябинска, где он в свое время вел художественную студию и из которой вы-шли многие известные ныне южноуральские художники.
"Как сорвавшаяся с орбиты планета..."
Создатель цветопространств, Русаков принадлежит эпохе наивысшего гения и напряжения в истории человечества - первой трети ХХ века, времени невиданной концентрации и выброса в мировое пространство человеческой и даже сверхчеловеческой творческой энергии.
Как сорвавшаяся с орбиты планета, он оказался в Челябинске. Сколько творческих сил, характера и стойкости воли нужно было, чтобы в отсутствие качества художественной среды оставаться человеком творческим. Русаков - смог. За это - и пуля в сердце.
Но главное - не удалось уничтожить его творчество.
Творчество Русакова рождает творческие движения души. Вот почему рядом с его потрясающего накала живописью в экспозиции - работы учеников, тогдашних, в 1930-е годы, студийцев, уже ушедших в мир иной Н.П. Загороднева, А.П. Харин, В.П. Мещерякова и ныне продолжающих творчески работать Н.Я. Третьякова, К.А. Соколова, М.А. Комиссарова. А другой ученик Н.А. Русакова в 1936-1939 гг., Николай Павлович Волков, житель Челябинска, принес свой студийный рисунок - профильный портрет Н.А. Русакова, совершенно узнаваемый. А Николай Яковлевич Третьяков бережно сохранил автограф мастера. В день своего рождения ученик Н.А. Русакова известный архитектор профессор Е.В. Александров, академик архитектуры, придя на музыкальный вечер памяти своего учителя на его выставку, подарил три листа проекта памятника Алишеру Навои для Ташкента, не осуществленного по причине начавшейся войны, который он разрабатывал вместе с учителем Н.А.Русаковым в 1940 году, как раз перед войной. Звучала проникновенная музыка русских, французских, испанских и армянских композиторов, исполненная дочерью Е.В. Александрова, замечательной артисткой Натальей Александровой, игравшей в залах картинной галереи впервые в честь Русакова концерт на выставке к его 100-летию пятнадцать лет назад.
И поэзия не осталась в стороне. На выставке прошли премьерные спектакли "Владимир Маяковский. Сплошное сердце", поэтический диптих артистов камерного театра Н. Нагдасевой и В. Нагдасева. Известен во второй половине 1910-х - первой 1920-х творческий диалог Русаков - Родченко - Маяковский, пересечение творческих и жизненных путей знаменитостей - и забытого, вернувшегося на родину и ставшего челябинским Николая Русакова.
Галина ТРИФОНОВА