12-02-98
Из почтовых ящиков украли "Крестьянку". В один день - три журнала. Ящики-то открыты, и закрывать бесполезно, потому что замки украдены тоже. Подписчики звонили в отделение связи и ругались:
- Мы же деньги платили, а журнала тю-тю.
Сортировщица Надежда Леонидовна Бурякова оправдывалась, как умела:
- Кого винить, что "Крестьянку" украли из ящика?
Начальник 21-го отделения Лилия Викторовна Леонгардт сказала почтальону Нине Леонидовне Гореловой:
- Поищи среди подписчиков, может, кто-то еще получает "Крестьянку". Попроси у них и доставь эти три экземпляра.
Поискали. Не нашли.
- Давайте, обойдем киоски "Роспечати".
Поставили задачу всем почтальонам. Искали старательно. Нашли один. Оказалось - не тот.
Добрались до почтамта, до инженера доставочной службы О.И. Кузиной:
- Помогите, Ольга Ивановна!
Теперь журналы искали почтальоны всех отделений связи. По всему городу. Нашли, доставили три экземпляра. Вздохнули с облегчением.
Знали бы читатели, какой ценой достались эти журналы.
Недостача - вечный бич почтальонов. Даже с теми подписчиками, что получают газеты на почте. Одному молодому человеку отказались выдавать "СПИД-инфо".
- Я же выписывал, - наседал он на работников почты.
- Выписывали, верно. Только ваш номер уже получен. Поищите дома.
- Быть не может, - уверял молодой человек. С почты ушел расстроенный.
В следующий раз за газетами пришла на почту бабушка, мама молодого человека.
- "СПИД-инфо"-то нашли? - спросили работники почты.
- Он у нас и не терялся, - призналась старушка. - Дома лежит. Я его получила и читала украдкой. Стыдно ведь перед сыном. Очень занятная газета.
Любят дедушки и бабушки читать "СПИД-инфо". Правда, теперь уж начитались. А в первые годы очень интересовались газетой. СПИДа, как видно, опасаются.
Шутки шутками, а многие не стали выписывать газеты и журналы не только потому, что не всегда хватало денег. До подписчиков периодические издания просто не доходили. Чьи-то ловкие руки быстро опустошали почтовые ящики. И тогда перед человеком возникал вопрос: зачем выписывать? Теперь почтальоны все чаще предпочитают постучать в дверь и вручить журнал в руки подписчику.
А все же человеку нельзя без газеты. По итогам подписки за 1995 год отделение стало победителем в областном конкурсе по распространению "Челябинского рабочего". За организацию распространения "Комсомольской правды" Лилию Викторовну наградили ценным подарком.
После праздников люди спешили по делам. В том числе и на почту. За квартиру заплатить, за телефон рассчитаться. Народу - полон зал. И в это время - звонок.
- Мелочью принимаете за коммунальные услуги?
Лилия Викторовна слегка растерялась.
- Платить-то много?
- Семнадцать тысяч. Монеты по рублю, по пять, по десять, по двадцать. Есть по пятьдесят. Немного по сто.
Эка тебя угораздило! Но принять все-таки надо.
- Можно, - сказала Лилия Викторовна. - Только считать придется долго. А в зале много народу, люди будут возмущаться.
Через несколько минут клиентка была в кабинете. С сумкой. И стала доставать бумажные кулечки и класть их на стол.
- Берите. Считайте.
Лилия Викторовна позвала Надежду Леонидовну. Стали считать вдвоем. Некоторые монетки возвращали хозяйке.
- Такие не принимаем. Видите, старые. Вышли из обращения.
- Это мне в магазине на сдачу дали, - охотно соглашалась клиентка. - Вижу я плохо.
До семнадцати тысяч немного недотянули. Пришлось добавить бумажными.
Вечером инкассаторы удивлялись:
- Сумка какая тяжелая. Килограмма четыре весит.
Трудные времена настали для почты. Писем стало меньше. Газет и журналов, несмотря на все старания почтальонов, тоже выписывают немного. Как выжить отделению? Нельзя допустить, чтобы его закрыли, чтобы люди остались без работы. Стали торговать. Добро бы конвертами и марками. Так нет, еще и мылом и стиральным порошком, одеколоном, дезодорантом. За чем только не приходят люди на почту! Всякого приветят и проводят.
Недавно пришел мужчина, попросил стрижку сделать. Сначала все удивились: может, и, правда, до того дошло - постригать стали? Потом разобрались: заблудился человек - парикмахерская рядом.
Я было пошутил:
- Баню бы еще открыли. Вениками бы стали торговать.
- Нет, - возразила Надежда Леонидовна. - Банным делом пока не овладели.
До веников не дошло, но электронную почту освоили. Теперь хоть на край земли можно сообщение послать буквально за минуту. И новую машину по приему коммунальных услуг поставили. "Азимутом" называют. Посмотришь - компьютер компьютером. И экран, как у телевизора. И клиентам, и операторам удобнее: квитанции не надо заполнять, писанины убавилось, машина все автоматически запишет, очередь идет быстрее. Только умения требует больше. Недавно в самый напряженный час вышла из строя. Случилось совсем некстати: полон зал народу, а машина встала. Что было делать? Думали, без скандала не обойдется. Операторы Любовь Михайловна Несветипасха и Диляра Сагитовна Мажикаева принялись извиняться. Лилия Викторовна вышла сама объясняться с клиентами.
- Придите, пожалуйста, через час. Вы ведь все живете поблизости. Что тут поделаешь - подвела машина.
А подвела она потому, что кто-то подал мятую квитанцию. Техника оказалась очень чувствительной.
Удивительно то, что обошлось без всякого скандала и шума. Клиенты спокойно разошлись по домам, кто-то остался в зале. Люди терпеливо и мирно дождались, пока машину включат в работу.
Не очень, казалось бы, теплое место - почтальон на почте. И в дождь, и в снег, и пачки тяжелые на себе, и собаки в подъездах. Зато душевное тепло в коллективе. За это и ценят женщины свое отделение. Почтальон Лида Рамазановна Фахрутдинова привела сюда свою сестру Раю. Такую же добросовестную, как сама. Галина Шариповна Хайулина - сестру Алю. Любовь Константиновна Синяева - дочь Ларису. А Надежда Бурякова сама пришла сюда только подработать, на время отпуска. Да так и осталась. Больше того, еще и сестер привела - Нину и Людмилу. Людмиле, правда, врачи отсоветовали, ушла из почтальонов. Остальные разносят почту. И видят в этом свое призвание.
Борис ЧЕРМЫШЕНЦЕВ.
г. Челябинск.