12-03-98
Они поехали в срочную командировку на американском "джипе"-вездеходе, для гарантии их взялся сопровождать "Урал" - грузовик с тремя ведущими мостами. И пропали... Лишь спустя сутки их вызволили из снеговой мешанины на асфальтовом шоссе казахстанской автомагистрали.
А потом их путь шел через Варненский район. Намаявшись в снежной западне, командированные более не захотели испытывать свою судьбу, решили переждать непогоду в райцентре. Местная пурга им показалась особенно свирепой...
Водитель видавшего виды "москвичонка" рассмеялся:
- Чего напугались? Я сегодня весь район просквозил и нигде не застрял.
Не поверили заезжие гости: в такую-то непогодь?
- Так ведь у нас дорожный хозяин есть.
"Дорожным хозяином" в Варненском районе называют Сергея Владимировича Маклакова, директора ДРСУ.
Три года назад он принял это хозяйство. Огромные долги, разбитая техника, вечно пьяные механизаторы, дырявые крыши мастерских особого энтузиазма не вызывали. Чего же тогда согласился? Да просто характер поперечный - маклаковский, привыкший идти против течения. Самому себе вдруг захотелось доказать, что даже самое гробовое дело можно обратить в добро. А еще он всегда помнил о бесхитростной мечте своего отца, старого дорожника-бульдозериста с простуженными легкими, с обмороженными до костей руками.
- Слушай, Серега! А ведь, наверное, придет когда-нибудь такое время, когда и мы, дорожники, будем работать по-людски...
Отец рано ушел из жизни. Умирая, шутил:
- На тот свет возьму с собой мазутную телогрейку и три паяльные лампы. А вдруг и там мне придется бульдозер на морозе запускать?
...Быть или не быть? Как подняться? Об этом думали всем коллективом. Много было сказано горького, но и немало предложили дельного. Например, из нескольких десятков единиц "полуживой" техники собрали десяток вполне работоспособной.
Трудовую дисциплину наладили не кавалерийским наскоком: сегодня пили, а завтра бросили... Кому было не по силам совладать с пагубной привычкой, не пожалели денег - предложили лечиться. Этим сохранили многих кадровых дорожников. Где уговоры не помогали - шли на самые жесткие меры. Качеством работ вынудили заняться конкуренты, они же заставили полностью отказаться от "варягов" - наемной силы.
Непросто дались эти первые шаги, зато разительны были их результаты. Производительность труда уверенно пошла в гору, потянула за собой заработную плату.
Сегодня среди дорожных предприятий Варненское ДРСУ - одно из крупнейших в области. Оно стабильно трудится, регулярно вносит платежи и год от года увеличивает объемы работ. У варненских дорожников самая большая протяженность дорог с асфальтовым покрытием - 423 километра. У каждого села, у каждой деревеньки теперь есть асфальтовый выход на магистральные дороги. Все это в ведении и обслуживании местного ДРСУ.
Вроде и немного времени утекло с того самого памятного собрания, когда начинали с неверия и уныния, долгов и разора. Однако жизнь коренным образом изменилась к лучшему. Теперь у ДРСУ не только современная производственная база, но и полный набор хорошей техники. Дорожники сумели кардинально изменить условия труда и быта своих вспомогательных самых "грязных" подразделений. Например, того же щебеночного и асфальтового заводов. Эти предприятия сегодня имеют теплые боксы для ремонта и стоянки техники, комфортабельные бытовые помещения с телевизорами и радио, бани, сауны. Словом, дорожники возвращаются с работы не в пыли и копоти, не в замурзанных промасленных фуфайках, а как "белые люди".
Кстати, о внешнем виде. Дорожники хорошо одеты. Рабочую добротную одежду для них делает собственный швейный цех, где трудятся классные мастера. Одновременно цех дает хорошую прибыль ДРСУ, ведь сегодня это фактически единственное место в районе, где можно пошить любой модный костюм, платье или пальто.
А недавно на центральной базе ДРСУ были открыты собственный стоматологический кабинет и зубопротезная лаборатория, укомплектованные лучшим германским оборудованием. Большая по нынешнему времени роскошь. Однако все дорожники и члены их семей обслуживаются здесь бесплатно.
Минувший февраль и начало марта стали трудным зкзаменом для всех дорожников. С честью его выдержали в одном из самых метельных - Варненском районе. Даже в самые критические буранные дни все дороги ДРСУ были в проезжем состоянии.
- Госпожа дорога, а мы ее подданные, - говорит директор Маклаков.
- Хорошие дороги - значит цивилизация! - говорят рабочие Варненского ДРСУ.
По всему выходит, они подтверждают это своей повседневной работой.
Анатолий СТОЛЯРОВ.
(Наш корр.).
Варненский район.