12-03-98
Если учесть, что покуривают дурманящую травку, колются, нюхают, глотают таблетки "для кайфа" исключительно молодежь и подростки, то это уже не просто беда, а кричащая трагедия: все они, настоящие или будущие родители, кого или что воспроизведут на свет божий, кого воспитают, какое потомство затем дадут уже их дети?.. Есть, конечно, в нашей области малые города и "покруче" Южноуральска, но это не утешение, а лишь подтверждение общего нездоровья. Особенность болезни в том, что она прогрессирует. К примеру, в 1995 году на каждые десять тысяч населения в городе приходилось по 2,96 зарегистрированного наркомана, год спустя - 4,22. Из соседей, если верить отчетности, их лишь еманжелинцы "обскакали" на прямой к социальной деградации: на каждые десять тысяч из них пришлось по 12,71 наркомана. Но в минувшем году южноуральцы, к сожалению, эту дистанцию сократили, и на десять тысяч горожан теперь и тут стало по 7,4 наркомана. И еще не берутся во внимание юные токсикоманы - нюхачи, да и официальные отчеты не отражают подлинного положения с социальным злом. В отчете-то лишь те, кто принудительно и в меньшей степени добровольно оказался в списках у нарколога, а сколько их, жертв и носителей порока, в городе всего? Вряд ли кто способен ответить на этот вопрос.
Как становятся наркоманами и кто? Об этом уже не раз рассказывалось во всех средствах информации. Тем не менее и с этими вопросами я приехал к городскому наркологу (через три дня после нашей встречи она уволилась с работы) М. Логиновой. До Южноуральска она работала и жила в Украине, где братьев-славян наркоманов не меньше нашего, поэтому нагляделась.
- Однозначно и не скажешь, из какой части общества больше выходит наркоманов, - говорит М. Логинова. - Наркомафии выгодней иметь клиентов из зажиточных семей, но их немало и из семей среднего достатка и попросту бедных. В основном это неорганизованные подростки и молодые люди, они не учатся и не работают, иждивенцы. Наркоманом можно стать в любом возрасте. Один мой пациент, уже будучи не очень молодым, попал в зависимость от наркотиков, потому что тяжело выходил из похмелья. Друзья посоветовали попробовать зелья, мол, и болеть не станешь. Действительно, с запоем расставался легче, но стал наркоманом. Теперь не рад. Но в основной своей массе наши наркоманы 1970-1978 годов рождения.
Пока мы с ней сидим и разговариваем, заходит девятнадцатилетний мальчишка. Симпатичный, девушкам, видимо, нравится. Но это уже больной человек, недавно отлежал в инфекционном отделении горбольницы, врачи помогли выйти из состояния наркотической ломки. Теперь хочет - во всяком случае заявляет - уйти "в подполье", от друзей, чтобы вновь не втянули в дурманную жизнь. Просит дать рецепт на покупку реланиума, мол, по ночам не может спать. Видимо, это и так, но не исключается, что при этом надеется от таблеток и попутный "кайф" получить, ведь даже после лечения не так-то просто отделаться от болезненного влечения. Все зависит от воли, а ее, увы, с каждой "дозой" становится все меньше. В прошлом году, из рассказа М. Логиновой, был у нее молодой пациент, отчаянно и искренне самобичевался, но отказаться от наркотиков при этом так и не сумел. Умер или от передозировки, или, как утверждают его друзья, от некачественного зелья. Да, собственно, теперь-то, не все ли равно, что явилось причиной смерти человека, который на свете прожил всего лишь 25 лет. А его ровесник умер от почечной недостаточности, также вызванной употреблением наркотиков. Сейчас "колется" его родной брат, у которого, скорее всего, будет незавидная судьба.
Можно долго рассуждать о причинах, толкающих молодежь к наркотической отраве. Для иллюстрации предложу примеры из практики психолога городского семейного клуба "Стимул" Л. Астаховой. Людмила Владимировна также много лет руководит и общественной организацией "Оптималист", поэтому ведет большую работу по пропаганде здорового образа жизни и среди взрослого населения, и школьников, и дошкольников. Недавно закончила писать методическую книгу "Избавься от табачной зависимости сам", которая, если городская администрация или кто из спонсоров поможет ее издать, станет хорошим пособием в детских садах и школах. Л. Астахова рассказывает, что в двух детских садах, где она и подготовленные ею воспитатели занимаются с детьми по специальным программам, заставили малышей изобразить на бумаге собственные свадьбы и чем будут угощать на них гостей. Почти сто процентов ребят нарисовали бутылки и рюмки, а некоторые - даже ящики с бутылками. Несколько лет назад, при проведении такого эксперимента, по словам Л. Астаховой, детей, изображавших "пьяную" свадьбу, было в два раза меньше. Такой же результат оказался и с тестом на курение. Пяти-шестилетние граждане, недавно научившиеся самостоятельно ходить на горшок, фактически уже на подсознательном уровне подготовлены взять в руки рюмки с вином и задымить сигаретами. Затем созреют и до наркотиков, потому что, по утверждению специалистов и врачей, ранние курение и выпивки неминуемо подталкивают подростков к наркомании. Увы, подготовку к этому дети проходят не только посредством телеэкрана, главные учителя - родители, семьи. По данным нарколога, в маленьком Южноуральске в прошлом году было зарегистрировано 650 алкоголиков. А "культурно" пьют фактически в каждой семье. Более того, немало родителей, овладев этими, на их взгляд цивилизованными привычками, к "культурнопитию" приобщают и своих несмышленых чад. Опросы в детских садах, которые делала Л. Астахова с воспитателями, показали, что до 65 процентов малышей уже пробовали шампанское и пиво из рук своих родителей. А одна девочка заявила, что по праздникам ей дают ликер с соломинкой. Прошлогоднее тестирование учащихся третьих классов нескольких городских школ выявило, что более 86 процентов их положительно относятся к алкоголю. Девочки от мальчиков в пристрастиях мало отличаются. Собственно, со школьной скамьи и даже в школах те и другие и начинают всерьез приобщаться к табаку, спиртному и наркотикам. И это не мое умозаключение.
- У учителей изменилась психология. Они преподают, но уже не воспитывают. Мол, за такие-то деньги.
Такое высказывание я слышал от врачей, работников правоохранительных органов, других людей, занимающихся проблемами наркомании, здорового образа жизни молодых горожан. Действительно, во время перемен на крылечках школ, других учебных заведений можно видеть толпы несовершеннолетних табакуров. Курят, как утверждается, не только табак. Есть случаи, когда курили марихуану восьми-девятилетние мальчишки.
Само собой разумеется, с наркоманией, пьянством в городе идет борьба. Тут и милиция, и городской комитет по делам молодежи, другие организации - каждый со своими методами воздействия: уговаривают, агитируют, воспитывают, наказывают. Наконец, в декабре прошлого года Южноуральский горсовет утвердил программу по профилактике алкоголизма, токсикомании, наркомании и, как в ней сказано, привитию навыков здорового образа жизни среди подростков и молодежи. Программу экстренно заставили принять и обстоятельства: в городе зарегистрирован первый ВИЧ-инфицированный. На вредные привычки решили навалиться всем миром, всеми существующими в городе общественными и другими организациями. Намечено выполнить массу полезных дел: тестирование, консультации, дискуссии, физическое и нравственное самосовершенствование, организация досуга, семинары с педагогами, работа с родителями и так далее - все не перечислить. Под эту программу предусмотрено выделить 36,5 миллиона (в старом исчислении) рублей.
Будет ли от этих совместных усилий заметный прок? На быстрый успех вряд ли надо надеяться - в отдельно взятом, хоть и маленьком городе, оазис социального благополучия не устроить. Удержаться бы от дальнейшего падения. Да, видимо, и программа не претендует на коренную ломку в нравственном воспитании горожан. А врач кабинета здорового образа жизни горбольницы Л. Чиркова даже считает, что это и не программа вовсе, а план мероприятий, направления работы общественности.
- С 1989 года Министерство здравоохранения издало три приказа, обязывающих на местах организовать службы профилактики, вести гигиеническое образование населения, - говорит она. - Но ничего не сделано. Городу нужен Центр профилактики, база для этого есть - муниципальный физкультурно-оздоровительный комплекс. Даже имеем полторы должностные ставки, и надо добавить еще столько. Три года назад мы купили комплекс медицинского освидетельствования, научились с ним работать. Но знания не можем использовать, потому что нужен персональный компьютер, а его нет. Без этой службы мало что можно сделать по распространению здорового образа жизни. Потому что прививать здоровые привычки человеку надо еще до его рождения, то есть начинать с родителей.
Конечно, советы давать легче, чем выполнять работу. Но ведь и не с дилетантом от медицины веду разговор. Любовь Андреевна педиатром отработала тридцать лет, ей ли не знать с чего начинать работу. Собственно, и требует не больше того, что необходимо и давно надо было сделать. И не для себя.
Кстати, о чужих детях. Председатель городского комитета по делам молодежи О. Кокарева рассказала о невеселой судьбе Жени Д. Ему сейчас лет 11-12. Два года как стал токсикоманом. Уже не учится, голова перестала соображать, и неинтересно теперь ходить в школу. Отец отбывает срок. Мать с отчимом пьют, и до сына ей нет дела. В прошлом году Женя со своим другом в торговом киоске купил сразу 20 тюбиков клея "Момент", и продавцу тоже, грубо говоря, было начхать на мальчишек-токсикоманов. Женю решено отправить в Челябинскую спецшколу, воспитывать. К сожалению, он родился у плохих родителей. Таких отцов и матерей все больше, поэтому растет число детей, подобных Жене. Кого из них воспитывать в первую очередь, и не начинать ли сначала с внешне благополучных людей? Кстати, когда этот материал был готов к отправке в редакцию, в Южноуральске случилась трагедия - в общежитии энерготехникума зверски убили девушку. Одна из версий - убийство связано с наркотиками.
Анатолий ЛЕТЯГИН.
(Наш корр.).
г. Южноуральск.