12-04-2000


Вибрация опасна для водителей и пассажиров

Безобидные, на первый взгляд, поездки на транспорте способны нанести ощутимый вред здоровью

Евгений КИТАЕВ

Челябинск

Недавно заведующий лабораторией вибродиагностики машин и оборудования Уральского отделения РАН и Южно-Уральского госуниверситета Альберт Захезин, аспирант кафедры теоретической механики ЮУрГУ Дмитрий Иванов и дипломник Денис Венглер провели общие, выборочные исследования вибрационных нагрузок, испытываемых челябинцами в транспорте. Результаты озадачили, если не сказать больше. Со специальным прибором - виброметром - они проехали на троллейбусах от парка Гагарина до железнодорожного вокзала. Сначала до "Детского мира" по 19-му маршруту, потом на венгерской машине по 1-му, до конечной остановки. Лишь на участке от универсальной библиотеки до улицы Свободы вибрация в салоне оказалась в пределах санитарной нормы. На всем остальном пути прибор зафиксировал превышение допустимого уровня в 1,5-2 раза. Причем "гармошку" трясло сильнее российского собрата.

В трамвае 3-го маршрута исследователи отправились от вокзала до кислородного завода. На участке до ДК железнодорожников вибрация внутри салона превышала санитарный порог в 1,5 раза. Но самая неблагополучная картина наблюдалась в автобусе германского производства, следовавшего по 18-му маршруту. В нем сотрудники лаборатории добирались от Комсомольского проспекта до площади Революции. На всем протяжении пути вибрация превышала допустимую почти в три раза. А это уже, сделали вывод специалисты, не шуточки.

- Так же, как для радиации, загазованности, запыленности воздуха, установлен предельный порог безопасности и в отношении вибрации, - объясняет кандидат технических наук А. Захезин. - Но о вредном влиянии ее население информировано плохо. Вибрация - это поток энергии, который приходит к нам и "разряжается" в человеческом теле. Будь то радиация или вибрация - для здоровья ведь все едино, когда превышены санитарные нормы.

Оказывается, есть прямая зависимость между динамическими нагрузками, которым мы подвергаемся в транспорте, и нашим самочувствием. "Тряска" вызывает жалобы на усталость, головные боли, боль в пояснице, а у слабого пола провоцирует "женские" болезни.

В процессе наблюдений за профессиональными водителями появилась такая статистика: после 1-9 лет работы вибрация повинна в появлении вышеперечисленного "букета" в 13 процентах, после 10-20 лет - в 14. Если провести несколько лет за баранкой, то разница для здоровья с увеличением водительского стажа уже будет небольшая.

- Пассажиры находятся в транспорте меньше времени, - продолжает Захезин. - И поэтому, кажется, должны чувствовать себя более спокойно. Ан нет. У водителя - виброзащитное кресло, какого нет у тех, кого он везет. Выходит одно и то же: при меньшей интенсивности перемещений получаем одинаковую "дозу".

Подводя итог беглой проверке на челябинских дорогах, ученые люди констатировали: знали, что плохо дело с вибрацией, но не настолько.

Более тонкая диагностика позволяет разложить вибрацию на частотный состав. Особенно опасными считаются низкочастотные колебания, "подрывающие" печень, сердце, вызывающие онемение в конечностях. Наши органы "вибрируют" в этом диапазоне, а при наложении собственных и внешних волн возникают резонансные явления, усиливающие разрушающий эффект. На этом знании построена одна из гипотез о появлении таинственного "Летучего голландца", других кораблей-призраков: при определенных погодных условиях океанские просторы генерируют биологически опасный инфразвук.

В городских условиях, конечно, все проще. Повышенная вибрация может быть обусловлена конструктивными особенностями механизмов. Захезин, к примеру, "поймал" 1,5-2 нормы, когда автобус германского производства стоял на остановках. В 2,5 раза больше допустимой оказалась вибрация на водительском месте в южнокорейском автобусе "Хундай". К последнему исследованию сотрудников лаборатории привлекла городская мэрия, но реакция была неожиданной - закупили еще одну партию "корейцев". Нужна аттестация всех машин - новых и старых, считают ученые. А выводы об их пригодности логично делать, исходя из полученных результатов.

Впрочем, даже совершенное транспортное средство трясет на ухабах. Дороги, по идее, должны гасить динамические нагрузки, а часто, напротив, усиливают. В общем, их следует проектировать "под грузопоток".

- Если по ним будут ездить велосипеды, не надо делать большую подушку, бетонный массив, - говорит А. Захезин. - Если трасса предназначается для большегрузных машин, к тому же не в идеальном состоянии: Технологических приемов, позволяющих сделать наши дороги более или менее пригодными для эксплуатации, - множество. Это варьирование шириной дорожного полотна, стройматериалами, конструктивными деталями. Но самое очевидное - со стиральной доской транспортные артерии должны иметь мало общего, и в мире на этот счет накоплен большой опыт. Что там Европа, Америка! В Малайзии перекрывают дороги, когда появляется небольшая выбоина.

До Малайзии Южному Уралу, увы, далеко. Но провести ревизию дорог, обследовать их техническое состояние под определенным углом, составить надлежащие паспорта - это ведь можно. Главное, полагают ученые, как всегда, начать, объединив усилия власти, науки, промышленников и санитарных врачей.n