12-04-02


Проездной под судом

Глава Челябинска должен возвратить инженеру Виктору Михайлину 15 рублей

Евгений КИТАЕВ

Челябинск

Инженер Челябинского авиапредприятия Виктор Михайлин - человек активный. По натуре он, скорее, одиночка. Не примыкает ни к какому правозащитному движению. Но за свои гражданские права стоит твердо. Не питая особых надежд на то, что его судебные победы станут достоянием широкой общественности, старается, чтобы о них все-таки кто-нибудь да узнал. Он считает, что борется не только за свои интересы, но и интересы общественные. Потому что его пример - другим наука. Каждый, кто вдохновится результатом, может сделать то же самое. Иными словами, Виктор Евгеньевич в какой-то степени видит себя юридическим первопроходцем, что и делает внимательным его взгляд.

Поднявшись 28 января сего года по ступенькам автобуса четвертого челябинского маршрута, Михайлин еще не ведал, что это - преддверие его спора с властью. Но, покупая проездной билет за 240 рублей, не преминул поинтересоваться, чем вызвано подорожание. Кондуктор объяснила: проездной стал дороже на 20 процентов, поскольку таким было распоряжение главы Челябинска. Любого другого человека этот ответ, наверное, удовлетворил бы. Но Виктор Евгеньевич решил увидеть документ своими глазами. Стал искать его и... не нашел. "Тогда, - рассказывает, - позвонил я по телефону в саму администрацию. Компетентная сотрудница объяснила: повышение стоимости проездных билетов произведено постановлением главы города N 47-П от 24.01.02 года, и оно не нуждается в опубликовании, а свое несогласие я могу реализовать путем судебного обжалования".

Инженер воспользовался советом, подал иск в суд Тракторозаводского района Челябинска. Постановление, отметил в заявлении, противоречит Конституции России и федеральным законам, поэтому предложил до момента опубликования признать незаконным правовой акт, "затрагивающий право собственности на имущество" (свет постановление главы увидело только 4 февраля, хотя новая цена на проездные в соответствии с одним из его пунктов была введена с 25 января). Еще Михайлина насторожило, что В. Тарасов тем же документом "юридически отменяет" принятое ранее решение городской Думы, а это, по его мнению, свидетельствует "о незаконном переделе власти в органах местного самоуправления".

В лице В. Михайлина представители администрации встретили подготовленного оппонента. Первый раз он обратился в суд года три назад, попросив тогда признать неправой налоговую инспекцию. Работал в то время по своей специальности в объединении "Челябинскуголь". Денег, как и многим, ему не платили. Подрабатывал в выходные на стороне. Когда пришла пора подавать налоговую декларацию, сделал это как законопослушный гражданин. В итоге ему предъявили к уплате сумму, основываясь на данных о начисленной в угольном предприятии зарплате. Но так как на руках все же было пусто (расчетный листок - не синоним денежных купюр), он решил: что-то здесь не так. Написал исковое заявление и сумел доказать свою правоту.

Потом с переменным успехом судился с одной известной в городе фирмой, продавшей ему не очень качественный телевизор. Аппарат заменили, однако неустойку не выплатили. Затем уже юридически окрепший Виктор Евгеньевич настолько осмелел, что попытался "призвать к порядку" само российское правительство. Многие помнят: более десяти лет назад, когда в стране существовал товарный голод, были выпущены в обращение так называемые товарные облигации. Люди "подписывались" на них, авансом внося деньги за предмет своих мечтаний. Кто-то отдавал кровные за "Волгу", кто-то - за холодильники и стиральные машины, а Михайлин надумал купить телевизор и видеомагнитофон. Через некоторое время, однако, идея эта потеряла смысл: товары появились на прилавках, были бы, как говорится, деньги.

Скромный российский инженер, не привыкший бросать дензнаки на ветер, потребовал у Минфина РФ отдать то, что тому не принадлежало. И на этот раз Фемида была к нему благосклонна. Правда, самих "законных" из столицы Михайлин ждал 15 месяцев. Обратился в Минюст - ни ответа, ни привета. Деньги перечислили, когда начал действовать через прокуратуру Москвы. Но пока Министерство финансов "тянуло резину", грянул дефолт, обесценив поступления. Михайлин обратился в суд еще раз, требуя "доплатить". Опять дело решилось в его пользу. Второй "транш" оказался даже больше первого. Потом были и другие "победы" в Москве.

Еще Виктор Евгеньевич дважды обращался в Челябинскую мэрию - с предложениями, касающимися транспортного обслуживания. Видимо, что-то полезное в них содержалось, если, говорит, получал в ответ письма за подписью заместителя мэра В. Алейникова (их, кстати, хранит). В общем, транспортная тема не была ему чужда. Не имея личного авто, Михайлин пользуется исключительно услугами общественного транспорта и копейкой дорожит. Потому не прошел мимо случая с проездными.

В начале апреля суд Тракторозаводского района Челябинска частично удовлетворил его недавний иск, признав в постановлении главы недействительными пункты, в которых установлен срок введения новой цены проездных и признаны утратившими силу "ранее изданные акты в части, устанавливающей стоимость проездных билетов". Судом первой инстанции также решено "взыскать с главы города в пользу Михайлина В.Е. возврат государственной пошлины в размере 15 рублей". Решение это может быть обжаловано.

Инженер-электронщик с хобби правоведа (к услугам юристов прибегал однажды, сейчас "изучает вопрос" по компьютерным базам данных - при его специальности это не проблема) не ставит для себя целью поправить материальное положение за счет судебных разбирательств. Свою задачу он видит иначе.

Недавно написал письмо в "Челябгортранс" с просьбой вернуть 80 рублей, которые переплатил за проездные за два месяца. Если дело не будет решено миром после вступления решения в законную силу, не исключает, что вновь станет добиваться возврата денег через суд. Зачем? Ведь овчинка выделки не стоит (в материальном смысле)?

На это настырный челябинец отвечает, что важен принцип: "Когда отдают мне - отдают всем. Не каждый станет судиться из-за 40-80 рублей. Но законы должны выполняться всеми, чтобы не потерялась вера в саму власть. Почему у нас такая слабая явка на выборы в местные законодательные органы? Наверное, одна из причин - неверие в результат их законотворческой деятельности. Надо быть принципиальнее в выполнении их решений. Но в политику я не лезу. Персоналии, конкретные лица для меня не важны".

Транспортникам Михайлин также советует добиваться справедливости через судебные органы. Если проезд своих льготников не оплачивают различные федеральные ведомства, проблему надо решать цивилизованно: "Ну и что из того, если они федеральные? Это раньше одно упоминание их могло вселить в людей робость. А сейчас есть нормальные юридические рычаги, позволяющие поправить положение". n