12-04-02
Два года назад Александр в силу семейных обстоятельств приехал в Челябинск из Омска, и тут его ждали неприятные открытия: во-первых, живопись в Челябинске ценится гораздо дешевле, чем в других городах, а во-вторых, многие художники почему-то старательно создают на своих полотнах образ "уездного города". Со временем, правда, понял: далеко не все.
Стремление вперед - главная черта Александра Тютюнникова. Он хочет, с одной стороны, получить признание "наверху", а с другой - быть востребованным, или, проще говоря, хорошо продаваться. С первым пока что не все гладко: в Союз художников Александра не приняли, дав тем самым мощный стимул к самосовершенствованию, а со вторым все в порядке. Александр считает, что плох тот художник, который не может заработать себе на хлеб, и нужно писать то, что нравится людям. Поэтому самих людей на его полотнах почти нет, а те, кто есть, изображены в нарочито грубой манере: гладкописи омский художник не терпит. Получается очень трогательно. Вот, например, "Сельский хор". Четыре старушки и высокая девушка-руководитель песнями встречают приехавших в деревню горожан. Маленький островок коммунизма, немножко нелепый, но вызывающий умиление. Вот такая необычная интерпретация почвеннической темы, столь любимой нашими художниками.
В пейзажах (излюбленной теме) Тютюнников хочет быть импрессионистом. Пишет картины-состояния, где впечатления от увиденного едва не заслоняют сам предмет. На одной из работ деревенские домики, словно стадо коров, расположившееся по временному кругу. На другой дворик возникает из ниоткуда и уходит в никуда. Есть цикл "Камчатский пленэр" - зимние пейзажи. Снег вообще редко кто пишет, отчасти по причине технических трудностей, а отчасти из-за однообразия натуры. Александр сумел показать снежное пространство нескучным, почувствовав все оттенки цвета.
Помимо занятий творчеством художник преподает живопись в Челябинском гуманитарном институте. Там он может дать студентам задание - нарисовать один и тот же натюрморт, как это сделал бы реалист, импрессионист, постимпрессионист и так далее. Может быть, уже один этот факт препятствует созданию своей манеры, которая служила бы чем-то вроде визитки. Один челябинский художник сказал Александру: "Ты счастливый человек, потому что можешь писать по-разному". И действительно, впечатление такое, что в выставке принимают участие несколько человек, а значит, скучать не придется.
Олеся ГОРЮК