12-05-2000
Валерий ЕРЕМИН
Свердловская область
Лишь вернувшись из Верхотурья, я начал по-настоящему осмысливать значимость для себя поездки в православный центр Урала, каковым городок в верховьях реки Туры был в прошлом и возрождается ныне. Окунувшись вновь в шум и суматоху привычной жизни, затосковал по тихим верхотурским улочкам, неспешному течению времени, за которым там не гонятся, а главное - по удивительному душевному спокойствию и благоговейному восприятию окружающего. Пока эти отсветы вечного не покрылись налетом повседневности, спешу рассказать о впечатлившем в местах, где пребывают святые мощи праведного Симеона, находятся старейшие на Урале и в Сибири мужской и женский монастыри, где в свое время в паломнических поездках бывали Григорий Распутин и великая княгиня Елизавета Федоровна.
Возрождение
В 1994 году в Верхотурье был неслыханных масштабов пожар - сгорели 168 домов. В этом ужасном гульбище огня погибли двое, остальные сотни погорельцев принялись за постройку новых усадеб. Претерпевая немалые лишения, многие невольно обращали взоры к небу, жили верой и надеждой. Собкор "Уральского рабочего" Михаил Смышляев, чей дом сгорел предпоследним, сказал мне, что долгое время обитал в палатке в огороде, пока не построил новое жилье.
Общая беда сплотила верхотурцев, вызвала огромной силы энтузиазм, пробудила в душах лежавшие под спудом свойства. Вместе с тем страшное пожарище иные истолковали и как кару, знак свыше, призывающий к почитанию местных святынь, преданных на семьдесят лет забвению. И призыв этот был услышан. К последующим годам относятся заметные сдвиги в восстановлении храмов и монастырских зданий. В эти же годы зачастили в Верхотурье паломники, появились здесь и первые переселенцы.
Проехав на электричке от Нижнего Тагила на север пять часов, не усталость, а необыкновенную легкость ощутил, добравшись до центра Верхотурья. Оказавшись на площади между Николаевским мужским монастырем и Свято-Троицкой мирской церковью с позолоченными куполами, стал понимать, отчего много здесь туристов и паломников: такой величественный уголок православной России вряд ли где еще сохранился на Урале.
Правда, реставрационные работы, которые выполняются за счет средств, целенаправленно выделяемых властями Свердловской области, далеки до завершения: тот же Крестовоздвиженский собор - в лесах, службы тут проходят редко, до окраинных городских церквей руки не дошли, а иные культовые строения пребывают в разрушенном состоянии. Однако центр и монастыри в основном обустроены, сооружены современная гостиница и набережная на высоком скалистом берегу, с которого открывается вид, захватывающий дух. Этого хватило, чтобы туристический бизнес начал приносить доход. Ну а до того, что в других частях Верхотурья царят убогость и разруха, на улицах полно ребятишек-попрошаек, туристам обычно мало дела...
Паломники
Мало дела до этого и паломникам, пришедшим поклониться древним святыням. Они идут прежде всего в Преображенский храм, к мощам святого Симеона-чудотворца, покоящимся в деревянно-стеклянной раке (когда-то она была кедровой, затем медной и серебряной), из которой идет исцеляющая благодать. Ведут благочестивые разговоры с монахами, едут в близлежащее село Меркушино, где на месте могилы верхотурского праведника бьет целебный источник. Набирают живительной влаги и землицы, кою почитают тут чудодейственной. Иные, иcцелившись, очистившись и узрев душой Божий промысел, решаются на переезд в Верхотурье...
Городку этому в позапрошлом году исполнилось 400 лет, он возник в Сибири вторым после Тобольска. Построен был в виде крепости для отражения набегов кочевников, а также для взимания пошлины с купцов, хлынувших по новой дороге из Руси и в нее.
Сегодня о Верхотурской таможне напоминает разве что одноименное фирменное вино, которым ублажают гостей. Здесь нет сколько-нибудь значимых производств, кроме лесхоза, и тот перешел "под крыло" екатеринбургского предприятия. Бюджет городка пополняется в основном отчислениями туристических фирм.
Работники музея при Николаевском монастыре в выходные загружены сверх всяких норм - автобусы с экскурсантами прибывают почти непрерывно. Их ведут в Крестовоздвиженский собор, который по роскоши и дороговизне отделки превосходит многие дворцы и особняки Екатеринбурга. В музее среди первых экспонатов показывают ризу инока. Примерно так был одет черный поп Иона, пришедший со строителями-добровольцами из центральной Руси. Он, получив разрешение и содействие от царя Бориса Годунова, основал обитель в 1604 году.
Монастырь с годами и столетиями полностью сбросил "деревянные одежды", разросся, облачившись в камень, а в 1913 году обрел "духовный венец Урала и Сибири" - Крестовоздвиженский собор, построенный в честь 300-летия державного дома Романовых. В 20-е годы в зданиях монастыря размещалась колония для несовершеннолетних преступников. В 30-е здесь был учинен страшный погром.
Лишь в 1990 году монастырь вернули епархии, тогда же появились в нем первые насельники.
...Когда отец Далмат приоткрыл крышку раки, и я наклонился, чтобы поцеловать накрывающую мощи парчу, голова стала ясной, а сердце словно осветилось изнутри. Потом к мощам подвели еле передвигающуюся старушку...Свидетельствами о чудесных исцелениях подле останков угодника Божия Симеона изобилует не одна книга, посвященная святыням Верхотурья. Кощунственным было бы усомниться в истинности приводимых в них фактов.
Побывал я и в церкви женского монастыря. Похожая на домашнюю чистота и обилие цветов поразили, над всем тут витал кроткий смиренный дух скрытой от мирских глаз обители. Мне рассказали о двух девушках-сиротах из Челябинска, недавно принявших монашество, но увидеть их не довелось.
К слову, в 90-е годы возрождение Свято-Покровского женского монастыря началось благодаря настоятельнице Василиссе, приехавшей из Коркино и постриженной в монахини в Верхотурье.
Переселенцы
Около десятка семей миасцев переехало в Верхотурье. Продали квартиры в четвертом по величине городе области и купили частные дома, причем далеко не лучшие, в заштатном городке, едва насчитывающем 10 тысяч жителей. Что привело их сюда, заставило перевернуть свою жизнь?
- До выхода на пенсию я работала инженером-технологом в КБ машиностроения, - рассказала одна из переселенок. - Но и на отдыхе на недостаток подруг и друзей, полезного и приятного общения не жаловалась. Будучи членом клуба выходного дня, кроме домашних хлопот имела и общественные. Но душу что-то давило, как будто не хватало воздуха для дыхания. Тяжело было еще и потому, что у меня развивалась ишемическая болезнь сердца. Однажды, гуляя по лесу, почувствовала острую боль, подумала, что умираю, легла на траву и смирилась. И сразу же "отпустило".
- Стала ездить по святым местам, - продолжила она. - Была, в частности, в Троице-Сергиевой лавре в Подмосковье, и везде ощущала прилив душевных сил, необычную бодрость и легкость, желание жить и радоваться во славу Господа. И тогда поняла, что это Бог направляет меня. Продала квартиру в Машгородке, купила дом в Верхотурье (переезд сюда оказался наиболее реальным) и не жалею нисколько. Никогда не думала, что жизнь может быть такой духовно насыщенной, интересной и радостной, несмотря на каждодневные заботы и трудности. Ну а сердце-то болеть перестало...
Вслед за этой пожилой женщиной переехала в Верхотурье ее старшая дочь, еще в Миассе обратившаяся к Богу и начавшая писать иконы. Сейчас она занимается еще и реставрацией. С ней приехал сын-подросток, поселившийся у бабушки. Дочь, выполняя заказы не только для храмов, но и для частных лиц, а едут к ней заказывать иконы из Екатеринбурга, Перми, Челябинска, заработала деньги на маленький дом, в котором устроила мастерскую; в нем и живет.
А вот другая судьба. Женщина, работающая в иконной лавке при монастыре, в доверительной беседе поведала, что вместе со своей семьей (как и в первом случае, неполной) привезла брата-алкоголика, который в Верхотурье перестал пить. В Миассе у нее долгое время оставался престарелый отец, бывший активист-партиец, руководитель производства, который ни в какую не соглашался переезжать. В квартире, в которой он жил один, случился пожар, много вещей сгорело, но хозяин не пострадал. Зато тут же собрался в дорогу.
- Это Господь так устроил, показав, что спасительней для него быть здесь, рядом с нами, - убеждена она. - В Верхотурье улучшилось его самочувствие. Приблизился к вере, начал молиться и причащаться у батюшки. А когда пришел срок, отошел быстро, без мучений.
Нынче миасская "диаспора" пополнилась супругами - людьми среднего возраста. Жена, приехавшая вместе с верующим мужем, борется с собой, со своим маловерием. Между супругами случаются стычки, но все реже и реже...
Но даже воцерковленные не показались мне отрешенными, отдаленными от мира фанатичной верой. Они переживают такие же психологические драмы в своих семьях, решают такие же бытовые проблемы, что и большинство из нас. Только, пожалуй, менее притязательны, а потому многое складывается у них, как они просят у Бога. Отсюда отличающие этих людей душевное равновесие, усердие в делах, искреннее радушие. Их рассудительное, смиренно-радостное отношение к жизни может служить примером многим...
По количеству переселенцев в Верхотурье лидируют миасцы и челябинцы. Я попросил объяснить это председателя общественной организации "Верхотурский паломник" Г. Я. Бородину, одно время жившую в Челябинской области. Вот что она сказала:
- Для себя объясняю так. В Челябинске в соборном храме есть икона Симеона Верхотурского, которая и вдохновляет иных на переезд. Ну а миасцы в немалом количестве едут сюда, спасаясь, как они говорят, от скопления нечисти, связанной с активизацией сектантских групп. Главная же причина, пожалуй, в том, что Челябинск и Миасс - единственные города в большом регионе, откуда силами православных приходов и благотворителей организовываются регулярные паломнические поездки верующих.
Организация, которой руководит Бородина, встречает паломников, размещает на постой, показывает город и его святыни. Тем, кто задумал сюда переезжать, помогает приобрести жилье. Немало делают общественники и для сохранения древних ремесел и традиционной культуры края: устраивают выставки, концерты, конкурсы. Сейчас Галина Яковлевна занимается созданием в Челябинске филиала "Верхотурского паломника", работать в котором уже есть желающие. n