12-05-01
Валерий ЕРЕМИН
Миасс
Было время, когда имя кинорежиссера Сергея Герасимова ассоциировалось с эпохой взлета советского кино. "Семеро смелых", "Учитель", "Маскарад", "Молодая гвардия", "Тихий дон", "У озера", "Любить человека", "Дочки-матери" и другие ленты мэтра отечественного кинематографа произвели фурор не только у нас в стране. Южноуральцам, а точнее, миасцам, наиболее близок фильм "Журналист", завоевавший первый приз на международном Московском фестивале. Близок если не содержанием, то, по крайней мере, тем, что значительная его часть снималась в Миассе и городские пейзажи 60-х годов то и дело мелькают в кадрах.
Горожане старшего поколения, бывшие очевидцами съемок, а то и участниками массовок, до сих пор не без гордости за родные места вспоминают пребывание здесь летом 1965 года киногруппы во главе с "самим Герасимовым".
Однако кроме восторженных впечатлений от съемочного действа существует в городе и особый взгляд на него, небезынтересный и сегодня. Некоторыми "закулисными" наблюдениями за кинодеятелями и своим личным восприятием того, как снималось большое кино в Миассе, делится Борис Миронов, бывший тогда ответственным секретарем газеты "Миасский рабочий".
- Куда красочнее о тех съемках, с интереснейшими подробностями, мог бы рассказать Володя Самоквасов, наш фотокор, доживи он до сего времени, - говорит Борис Петрович. - Это была колоритнейшая личность: и острослов-балагур, и рубаха-парень, и эдакий доморощенный философ, глаголящий "народную мудрость". Его умение завязывать панибратские отношения, невзирая на чины и звания, оказалось очень кстати. Володя сразу же стал "своим" в группе киношников, не чувствовал себя лишним не только на съемочных площадках, но и на "посиделках" с известным набором атрибутов. Для него по ходу съемок даже придумали небольшую роль нехорошего прокурора и сцену на рыбалке, снятую, к слову, на озере Чебаркуль.
- Почему не на Тургояке?
- Были съемки и на Тургояке, на мысе Тещин язык, где замечательный актер Иван Лапиков размышляет вслух о смысле жизни. Там был вечер, а утро снимали на Чебаркуле. Может, потому, что Герасимов захотел увидеть места, в которых прошло его детство. В одном из телеинтервью он говорил, что ребенком бросал камешки в озеро Чебаркуль.
- У вас были личные контакты с Герасимовым?
- Были. Причем даже в буквальном смысле слова. При первой встрече мы облобызали друг друга. Произошло это во дворе гостиницы "Ильмень", в которой поселилась съемочная группа. Мэтр советского кино решил преподнести своим подопечным урок радушного общения с местным населением: широко улыбаясь и ласково приговаривая "Да хорошие вы мои, да любимые вы мои", подошел к нам с Самоквасовым, появившимся тут по долгу службы, и крепко, с поцелуями, обнял. По лицам наблюдавших за этой сценой актеров, их восторгу я сразу сообразил, что это игра. Не растерялся и, в свою очередь, горячо облобызал надушенного режиссера.
- Какое в целом впечатление произвел он на вас?
- Видно было (прежде всего в отношениях с местным партийным и советским руководством), что он осознает свою значимость. На официальных встречах был серьезен, сдержан, невозмутим. Таким же появлялся перед зрителями, которых постепенно очаровывал своим обаянием и умом весьма начитанного человека. Вместе с тем в меня закралось ощущение, что со своими блистательными "книжными" воззрениями он во многом далек от жизни.
- На чем основано это ваше ощущение?
- Поведение, особенно с женщинами, главного героя фильма, который перед отъездом на постоянную работу за бугор приехал из столицы в провинциальный город по "мелкому" для его уровня поводу, не вяжется с образом "элитного", талантливого журналиста, вообще маловероятно для журналистов. Будни местной редакции поданы надуманно, схематично. Хотя у режиссера (он же автор сценария) возможностей ознакомиться с предметом съемок было предостаточно.
- А как же упоминания в центральной печати о том, что быт и нравы местной газеты в фильме Герасимова полностью списаны с "Миасского рабочего"?
- Насколько я помню, киношники заглянули к нам лишь раз. И то наскоком, во время первого, ознакомительного, визита в город. В доказательство надуманности профессиональной, да и любовной интриги первой, "миасской" серии фильма скажу вот еще о чем. Создавалось впечатление, что молодые актеры плохо представляли себе, кого играют. Отвечая на вопросы зрителей о своих ролях, нередко терялись, оглядывались на мэтра, ища его поддержки. Почитая режиссера чуть ли не за небожителя, они старались как можно точнее следовать его художественной концепции, его взгляду на героев. О чем откровенно говорили при более тесных, "душевных" контактах. В том числе на банкете в горкоме партии.
- Коль речь зашла о банкете, с кем именно за бакалом спиртного откровенничали?
- С Юрием Васильевым, высоким красавцем, сыгравшем в "Журналисте" главную роль. С бойким и говорливым Сергеем Никоненко. Он по фильму ответственный секретарь местной газеты. Узнав, что я его "коллега", подсел ко мне и затеял долгий спор о "нашей" работе. Оба актера подарили мне свои фото с дарственными надписями.
- Какие части Миасса "увековечил" герасимовский "Журналист"?
- О съемках на природе я уже говорил. Снимали у кинотеатра "Восток", во Дворце культуры автозавода, на плотинке городского пруда. Павильоны были сооружены на большой поляне за баней в Старом городе - две полуизбы, где "проживали" героини фильма, в конфликте которых и приехал разбираться столичный журналист. В память о городе, где незадолго до рождения будущего кинорежиссера жили его родители, Герасимов запечатлел в кадрах старый железнодорожный вокзал, умышленно не вырезал не соответствующее сценарию название "Миасс".
Редакцию, фигурировавшую в фильме, разместили в одной из квартир строящегося дома, в память о чем на стене со стороны балкона потом была установлена мемориальная доска. n
Досье "Челябинского рабочего"
Сергей Аполлинариевич Герасимов родился 21 мая 1906 года на Урале. Учился в Ленинградском художественном училище, окончил Ленинградский институт сценических искусств. Карьеру в кино начинал в качестве актера ("Шинель", 1926). Бывший член экспериментальной "Фабрики эксцентрического актера" обратился к режиссуре в 1930 году ("Двадцать два несчастья"). Самыми значительными работами Сергея Герасимова считаются фильмы "Семеро смелых" (1936), "Учитель" (1939), "Молодая гвардия" (1948) и экранизация романа Михаила Шолохова "Тихий Дон" (1957).
Много времени и сил Сергей Герасимов отдавал преподавательской деятельности, среди его учеников такие актеры и режиссеры, как С. Бондарчук, Л. Кулиджанов, Т. Лиознова, И. Макарова, Н. Мордюкова, Н. Губенко, Л. Гурченко и многие другие.