12-05-05


"Коммунальная" Фемида

Владельцы жилья все чаще "выясняют отношения" с ЖКХ в суде

Валерий ЕРЕМИН

Златоуст

Южноуральцы перешли на 100-процентную оплату коммуналки. Выкладывая полную монету, они ожидают предоставления услуг в необходимом объеме и надлежащего качества. Но на практике все получается не так. Вооружившись законодательными актами, недовольные владельцы жилья посредником в борьбе с недобросовестными коммунальщиками все чаще выбирают Фемиду. Они убеждены, что это единственное средство решения бытовых проблем. И готовы дойти до Европейского суда по правам человека в Страсбурге.

С помощью инспекции

Жительница Златоуста врач Наталья Кормильцева приобрела однокомнатную квартиру на последнем этаже в девятиэтажке на улице Шишкина. Взяв кредит в банке, сделала приличный ремонт, купила изящную "стенку". Решила пожить в свое удовольствие, приходя после нервной работы в уютное "гнездышко", но не тут-то было. Началась многомесячная эпопея с устранением течи. Сначала отвалилась штукатурка на стене лоджии, потом намок потолок, вода с него попала на дорогостоящую "стенку". Женщина обратилась в домоуправление. Как сказали пришедшие ремонтники, причина - в ливневой трубе, проходящей над квартирой: сгнила, лопнула. Однако менять ее не стали, вмятину на крыше вместе с отверстием залили гудроном, покрыли рубероидом, на том и успокоились.

Потерпевшую такое решение проблемы не устроило. Она обошла все коммунальные инстанции, включая комитет городского хозяйства (КГХ) мэрии, но бестолку. В итоге обратилась в суд, потребовав компенсацию за испорченный ремонт и поврежденную "стенку". Спор выиграла, компенсацию получила, мебель отремонтировала. Собственными силами устранила последствия аварии.

Недавно потолок промок в другом месте, вода проникла под обои, покрыв их желтыми пятнами. Владелица квартиры вновь подала иск в суд и обратилась в государственную жилищную инспекцию. Коммунальщики по предписанию последней заменили трубы. Однако истица от намерения судиться не отказалась.

- Я перенесла нервное потрясение, более двух недель болела, что сказалось на моей работе, - говорит она. - Буду настаивать на компенсации морального вреда. Если высужу, на эти деньги сделаю ремонт.

"Будет вам и Страсбург!"

Суд с коммунальщиками затеяли и жильцы дома N 30 на улице имени 40-летия Победы. Здесь старшим по дому - председатель городской общественной организации "За социальные права" Михаил Монахов. Он уже не впервые подает в суд на КГХ, требуя от коммунальщиков надлежащего исполнения своих обязанностей и пересчета оплаты за оказанные не в полном объеме услуги. Часть процессов выиграл, но больше проиграл. Вот и сейчас, подав вместе с другими жильцами дома исковое заявление о принуждении исполнения обязательств в части содержания жилья и взыскании компенсации за моральный вред, не питает иллюзий относительно положительного судебного решения.

- Хотя мы запаслись целым чемоданом документов, подтверждающих обоснованность наших претензий и требований, - заявляет Михаил Монахов, - в успех тяжбы в городском суде верим слабо. Ответчик предоставит кипу справок о якобы нормальном обслуживании дома. Если в городе наш иск не поддержат, будем апеллировать в область. Там не выиграем - направим заявление в Страсбург, в Европейский суд по правам человека.

Монахов намерен создать в городе прецедент, обязав коммунальщиков содержать хотя бы один дом так, как предписывают постановления правительства России и администрации области. Добиваясь положенного, он уже два года не платит по статье "Содержание жилья". И по этому поводу также судится с КГХ.

Корреспондент "Челябинского рабочего" присутствовал на судебном заседании по иску 14 жильцов дома N 30. У истцов к коммунальщикам претензии такого рода: не утеплены чердак, двери и тамбуры подъездов, не изолированы трубы в подвалах, течет крыша, требуют восстановления швы между панелями. Капитальный ремонт дома, которому 25 лет, ни разу не проводился, хотя этого давно требует устаревшая система отопления. Текущий ремонт подъездов сделали лишь после предыдущего обращения в суд.

Представители ответчика доказывали, что дом содержится в пределах установленных норм и в рамках средств, собираемых с жильцов и отпускаемых комитетом городского хозяйства. Ремонт крыши, заделка швов запланированы на лето. Судья, не приняв решения, отложил заседание.

"Ходят в суд, как на работу"

- К необходимости отвечать в суде за недобросовестное оказание услуг, за вред, нанесенный жителям в результате коммунальных аварий, мы относимся с пониманием, - говорит заместитель начальника КГХ Андрей Пликин. - Если наша вина подтверждается, без проволочек исполняем судебные решения. Однако основную массу конфликтов стремимся погасить до обращения в жилищную инспекцию и суд, в большинстве случаев небезуспешно. Но есть категория горожан, которые участие в судебных процессах сделали для себя постоянным делом, второй работой. Им лишь бы судиться - по поводу и без повода. Один из них - Михаил Монахов, который непрестанно "бодается" с комитетом городского хозяйства. И в основном суды проигрывает. Между тем нашим юристам приходится перерабатывать, когда от таких лиц иски следуют один за другим.

По словам Андрея Пликина, плата за содержание жилья не должна вызывать у жителей особых претензий, поскольку нынче она осталась на прошлогоднем уровне. А в прошлом году по этой части сделано значительно больше, чем в предыдущие времена. Сейчас возможен некоторый спад по причине инфляции, резкого удорожания энергоносителей и материалов. Чтобы его не допустить, принимаются превентивные меры.

"Скинемся" на капремонт?

Коммунальщики ратуют за включение в квитанции по оплате коммунальных услуг статью расходов на капитальный ремонт. Согласно новому Жилищному кодексу, для его проведения владельцы квартир должны "скидываться" и вместе с управляющей компанией заключать договор с подрядчиком. Но в условиях Златоуста, где люди имеют скромные доходы, это вряд ли реально. Потому КГХ предлагает применять так называемую накопительную схему. Собирая ежемесячно с жителей небольшую плату на капитальный ремонт, комитет будет аккумулировать средства и тратить их на сложные и дорогостоящие работы. И потом их расходовать согласно очередности домов, нуждающихся в капремонте. Разумный, по мнению руководства КГХ, подход. Однако нетрудно представить, что в суде вновь появятся иски несогласных граждан.