12-05-05
...Как помнится, мальчик Кай из сказки Андерсена складывал по приказу Снежной королевы слово "вечность" из кусочков льда. Для фантазии на тему слова "ностальгия" Ольге Пона понадобился более прочный и более податливый материал. Ностальгия - десять букв, десять танцовщиков Челябинского театра современного танца. Надо (они того заслуживают) назвать всех: Андрей Зыков, Владислав Морозов, Владимир Голубев, Михаил Абрамов, Владимир Вдовенко, Артем Удянский, Мария Грейф, Татьяна Лумпова, Мария Герасимова, Ольга Шарова.
Теоретики и практики российского современного танца (приверженцы классической школы любят называть их "танцменьшинствами", на премьеру Ольги Пона эти "меньшинства" во множестве съехались в Челябинск из Екатеринбурга, Москвы и даже Германии) до сих пор не едины во взгляде на то, каков идеальный танцовщик этого направления. Пона не теоретизирует, она воспитывает таких танцовщиков с техникой акробатов и эмоциональной заразительностью хороших драматических актеров.
Художник Ирэна Ярутис (в программке ее работа обозначена как "идея дизайна") подарила балету сценографическую цитату из своего спектакля "Чужой ребенок" Челябинской академической драмы: там тоже были эти полосатые трубы, которые легко ассоциировать и с родными березками, и с родным же индустриальным пейзажем, и с пограничными столбами. Чем не образ ностальгии? Березки возникнут еще и на видео (ни в одном из предыдущих спектаклей Ольги Пона оно не было столь необязательным). И все - кроме этого только пустая сцена с черным задником и виртуозный пластический ряд под минималистскую музыку (Р. Икеда и Р. Дубинников), в которой шум времени (бытовой фон) соседствует со звуками вечности (кажется, что звенят те самые льдинки из сказки про Снежную королеву).
Возникает ли из всего этого образ тоски по родине, то есть той самой ностальгии? Если тоска - это эмоциональная память, то несомненно. "Немного ностальгии" - просто парад пластических воспоминаний (и кстати, самоцитат). Кому-то он показался холодноватым. На это можно заметить, что Ольга Пона поставила свой, быть может, самый западный спектакль, где сердечность и даже страсть скованы изящной и строгой формой. Акробатическая тоска.
Владимир ЕФРЕМОВ