12-05-05
Светлана ЖУРАВЛЕВА
Челябинск
Для встречи с ректором ЮУрГУ Германом Платоновичем Вяткиным было несколько поводов. Во-первых, он отметил свой юбилей - 70-летие. Личность в области известная, интересная широкому кругу читателей. И люди внимательно следят за перипетиями его судьбы.
Во-вторых, Герман Платонович - ректор крупнейшего вуза на Южном Урале вот уже в течение 20 лет. В образовании это целая эпоха. Тем более, что она пришлась на смену общественных формаций. И Герман Платонович успел поработать и в прошлой, и в нынешней. Вот почему его взгляд на проблемы образования представляет ценность. В-третьих, Южно-Уральскому государственному университету в июне предстоит выбрать ректора. Герман Вяткин уходит в отставку по возрасту. Кто станет новым ректором? Какую он займет позицию? От этого будет зависеть не только судьба вуза, но и области в целом. Поэтому мы поговорили по трем направлениям.
Внук повитухи
- Вы родились в мае?
- Первого числа. И в детстве думал, что все празднуют мой день рождения.
- А имя Герман кто дал? В нем звучит для меня, например, некий вызов, может быть, даже претензия...
- Ну, в этом я не виноват. И родители тоже. Так меня назвала бабушка. В Сысерти, где она жила, священника звали отец Герман. Наверное, в его честь...
Бабушку отличал очень сильный характер. После того как у нее умер муж, а это случилось в годы первой мировой войны, она с ребенком на руках ушла в Екатеринбург и поступила учиться в повивальный институт.
- Интересно. И что же у нее было написано в дипломе?
- "Повивальная бабка высшего разряда". Ее распределили в Челябинск. Тут она и прожила до конца своих дней в коммунальной квартире на ЧГРЭСе. Сила характера досталась по наследству и моему отцу. Он вернулся с фронта инвалидом. В 1947 году чуть не умер от туберкулеза. Но выжил. А потом еще 18 лет работал начальником городского водопровода. Это была сумасшедшая работа: покоя не знал ни днем, ни ночью. Такую нагрузку мог выдержать только выносливый человек. Таким, вероятно, и был мой отец. Что-то от него и бабушки передалось, наверное, и мне.
- А от мамы что взяли?
- Ее трудолюбие, скорее всего. После войны мы переехали в деревянный дом с участком на улице Красной. И мать эту голую землю превратила в цветущий сад-огород. Всем соседям давала саженцы, семена. Ведь в ту пору садоводство еще не развивалось. И вскоре наш квартал превратился в "райские кущи". К сожалению, его потом снесли. В этот год отец и умер.
- Ваша мама была общительным человеком?
- Да. И отец тоже. В их доме часто собирались компании.
- Вы унаследовали эту черту?
- В принципе да. Но общения мне хватает и на работе. А дома хочется от него отдохнуть.
- Ваше детство прошло в Челябинске?
- Да. Сначала на улице Воровского, 48. Это был двухэтажный дом на восемь квартир. А строил его мой отец. До войны он работал в тресте "Челябстрой" на таких объектах, как ЧГРЭС, дом по улице Цвиллинга, 36, (где был недавно гастроном "Большой"), был там прорабом, магазин "Детский мир". Одновременно учился в ЧИМЭСХ.
- А ваша мама тоже жила в Челябинске?
- Нет, она из Смоленской области. После техникума ее распределили в Семипалатинск. Но до него не доехала. Это было в 1931 году во время голода. Не выдержав его, сошла на станции "Челябинск". А здесь ее приняли в электросети.
- Кроме вас, дети в семье еще были?
- Сестра, но она умерла во младенчестве от дифтерии. Я остался один.
- Кто из родителей оказал на вас большее влияние: отец или мать?
- Трудно сказать. Когда отец ушел на фронт, мне было шесть лет, я его плохо помнил. Фактически узнал в 1946 году, когда он пришел с фронта. Из его рассказов больше всего меня поразило, что в Европе мужчины носят брюки "гольф" и что там всех учат музыке. Меня тоже отдали в музыкальную школу. За это я сильно терпел от соседских мальчишек.
- От "колупаевской" шпаны?
- Нет. Та шпана меня не трогала. Я мог спокойно ехать на велосипеде ночью мимо. "Этот - свой", - говорили обо мне. Я учился в колупаевской школе N 27 на Колющенко (ул. Цеховая, 9). На каждой контрольной писал работу целому ряду одноклассников. И они меня за это уважали. Задирали другие мальчишки.
- И вы терпели обиду?
- Нет, я дрался, хотя по характеру человек миролюбивый. Но не уступчивый.
- А потом, во взрослой жизни, вы как поступали со своими врагами: игнорировали, вступали в схватку, уничтожали?
- Я считаю, что человек должен доказывать свою правоту делами. Мне мешали, когда защищал кандидатскую, потом докторскую диссертации. Когда в стране начались реформы, противников появилось еще больше, чем прежде. И не только здесь, в Челябинске, но и в Москве, в России. Есть они и сейчас.
- Это ваши конкуренты, соперники, завистники?
- Зависти было тоже немало. Ведь что ее рождает? Необоснованные амбиции. Часто человек ставит перед собой цели, превышающие его возможности. Завышенная самооценка, по-моему, главный недостаток людей.
- Но и заниженная самооценка тоже ведь плохо. Она мешает человеку самоутвердиться...
- Если она и вредит, то только самому человеку. А люди с завышенной самооценкой мешают жить другим. Они не могут простить, что рядом другой человек легко получает то, на что они сами тратят много сил и часто не получают отдачи. Отсюда и рождается зависть. Многие, кстати, из моих оппонентов потом признавали свою неправоту.
- Вы их простили?
- Да я и не обижался. Не принимал близко к сердцу.
- Если бы у вас был выбор: жить с врагами или без них. Что бы вы предпочли?
- Как писал Симонов, все бы взял с собой... даже в рай. И врага.
- Не потому ли, что его присутствие добавляет адреналина в кровь?
- И по этой причине тоже.
- А друзья у вас были?
- Были. В молодости. Но, как говорится, иных уж нет, а те далече.
- Что вам давалось легко?
- Учеба. Школу окончил с медалью. Тогда она была редкостью.
- А страсть одна, но пламенная?
- Я очень любил читать. Свою домашнюю библиотеку сформировал еще в 1947-1949 годах, когда начали издавать классиков. Ночами стоял в очереди у магазина "Подписные издания" (сейчас там "Юный техник"). Хоть музыканта из меня не получилась, но музыку тоже люблю.
- А театр?
- Его я полюбил еще в детстве, во время войны, когда впервые посмотрел спектакль Малого театра (он был эвакуирован в Челябинск). Это была "Белоснежка" - настоящее потрясение!
- Ну еще бы! Тем более в контрасте с реальностью. Чем вам запомнилась война?
- Голодом, холодом, отсутствием света. В школе нас подкармливали. Давали по маленькой булочке и сахар. Его насыпали в чью-нибудь шапку. И это было счастье, если брали твою. После того как сахар выгребали, в швах оставались крупинки. И это была добавка к завтраку. В столовой кормили баландой с мороженым сладким картофелем. Уколы ставили от сыпного тифа. Водили на прожарку. Перед входом в класс проверяли ногти, уши. Всех стригли наголо, потому что мальчишки были вшивые. Я учился в мужской школе.
- Но ведь вы и сами увлекались театром?
- В школе. Когда открыли театр оперы и балета в Челябинске и приехала труппа из Свердловска, участвовал в мимансе. Стоял на сцене и держал копье. Как сейчас помню, что платили по три рубля за спектакль.
- Стало быть, со своей будущей женой - балериной Галиной Михайловной Борейко вы познакомились на сцене?
- Нет. Меня познакомил с ней мой однокурсник. Я как раз вернулся из горного похода. Занимался в юности альпинизмом. Потом поженились. С тех пор и вместе. (Единственный сын этой семейной пары трагически погиб. - С.Ж.)
След на земле
- Я мог бы работать в Москве чиновником. Мне много раз предлагали. Но я хотел оставить после себя какой-то след. Я видел пути развития высшего образования в условиях реформы. И сделал то, что считал нужным. Сегодня министр образования и науки Андрей Фурсенко говорит о создании национальных университетов. На Южном Урале он уже есть - это ЮУрГУ, модель развития российских университетов. В нем 55 тысяч студентов. Техническое направление сочетается с гуманитарным и естественно-научным. Гуманитарный вуз не смог бы создать техническое направление, потому что оно стоит очень дорого. Гуманитарное направление больших вложений не потребовало. И теперь оно у нас есть.
- Но нет того качества образования, как и в остальных российских вузах, которое было когда-то. Недаром ведь родилась горькая шутка, что вуз - это деревоперерабатывающий комбинат: на входе - дубы, на выходе - липа. Что случилось? Почему мы потеряли в качестве?
- Конвейерная система, которая существовала в советское время, давала достаточно хорошее качество. Даже при том, что не хватало кадров высокой квалификации. В 1985 году 31 августа, когда я говорил программную речь, у нас было 32 доктора наук. Я сказал, что этого очень мало, нужно иметь хотя бы сотню. В зале раздался хохот. Вот, мол, прожектер! Сегодня у нас почти в 10 раз больше. Почему же проблемы с качеством? Причин тут много. Раньше вдоль конвейера в школе выстраивались учителя, а в вузе - кафедры. И они вдалбливали знания в голову каждому. Сегодня парадигма образования изменилась. Нужен не просто знающий, а мыслящий специалист. Ему разрешаются всякие вольности и отступления. Это должен быть талантливый студент с высоким уровнем культуры. Но в связи с переменами в обществе общий уровень культуры упал. Мы тратим массу денег на воспитание студентов. Но движение к культуре должно быть добровольным, осознанным, что не всегда происходит. Нужно искать экономические рычаги, чтобы студент знал: быть культурным человеком выгодно. Без культуры он в жизни не сможет. Мы придумали целую систему поиска талантливых ребят, умеющих мыслить. Но и этого, видимо, недостаточно. ЮУрГУ, как и многие российские вузы, в период реформ, сосредоточил внимание на проблеме выживания, сохранения и развития. Сейчас на первый план выходит качество.
- А что делать с тем, что высшее образование стало платным?
- Оно и раньше не было бесплатным. Я, например, платил за обучение, начиная с 8-го класса. И первые три года учебы в институте тоже. Причем внушительную сумму.
- Но ведь на Западе, на который мы с надеждой смотрим, существует бесплатное образование...
- В Арабских Эмиратах - для местного населения, но его очень мало. Бесплатным оно было и в Германии, когда она являлась витриной свободного мира. Но и там сейчас ввели плату. В Японии более 80 процентов вузов - частные, но это в основном бакалавры-гуманитарии.
- А Пражский университет, в котором сегодня учатся бесплатно даже студенты из Белоруссии?
- Про него я не знаю. Я был во многих странах, и везде образование платное. Затраты на него превышают расходы на оборону.
- Значит, у бесплатного обучения нет будущего?
- Ну почему же, если экономика позволит. Государство сегодня пошло по верному пути в плане создания элитных университетов, которые по своей материальной обеспеченности смогут конкурировать с европейскими вузами. Если мы вступим во ВТО, то зарубежные вузы начнут зарабатывать в России деньги. Откроют здесь свои филиалы, консультационные пункты. Своих преподавателей не повезут, а будут нанимать наших. Уведут к себе лучших. Если мы не будем иметь элитных вузов с достойной базой, то они просто разорят наши университеты.
Кто станет ректором?
- Герман Платонович, вы уже объявили о своей отставке. Вероятно, в июле вы станете президентом ЮУрГУ. Вузу нужны ваш опыт и ваше имя. Дуалистическая система управления вузом существует и на Западе. Преимущества ее очевидны. Но, с моей точки зрения, как обывателя, это две хозяйки на одной кухне, что ведет к бесконечным конфликтам. Не боитесь, что дуэта у вас не получится?
- К сожалению, до сих пор должность "президент" не легитимна. Но сейчас внесены поправки в закон. Они находятся в Государственной Думе. Я думаю, что их примут, и тогда работу будет выстраивать легче, чем сейчас. Это, во-первых. Во-вторых, многое зависит и от личных качеств руководителей. Они в этом дуэте, как свекровь с невесткой. Хватит мудрости у свекрови дать невестке свободу на кухне, прекрасно. Но и невестка ведь должна проявлять такт и уважение к свекрови. Вот тогда все получится.
Я четко представляю, что должен поставить себе самоограничитель. Постараюсь не вмешиваться во многие вопросы и дать новому ректору полную самостоятельность.
- У вас есть преемник?
- Да, это проректор по науке Александр Леонидович Шестаков. Я его готовил шесть лет. Мотивы других кандидатов мне неизвестны. Они могут быть разными, связанными с собственной карьерой. Многие вузы готовят к приватизации. И потому борьба за пост ректора может быть жесткой. Меня называли идиотом за то, что я тратил деньги на то, что приумножал федеральную собственность. Хочу, чтобы такой идиот стоял у руля и дальше.
Герман Платонович ВЯТКИН - видный российский ученый в области физической химии высокотемпературных металлургических систем и экспериментальной металлургии, член-корреспондент РАН, доктор химических наук, профессор, автор 5 монографий и более 220 опубликованных научных трудов. Основатель крупной научной школы, среди его учеников 16 докторов и 30 кандидатов наук. Председатель Челябинского научного центра УрО РАН, главный редактор международного журнала "Известия Челябинского научного центра", вице-президент Союза ректоров РФ, председатель межрегионального совета РАН по науке. Окончил металлургический факультет ЧПИ в 1958 году.
Отмечен орденом Дружбы, орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени, медалями, Почетный металлург.
В 1999 году удостоен премии Президента России.
Претенденты на пост ректора: Игорь Вячеславович Войнов, директор миасского филиала, Виктор Иванович Бархатов, декан факультета экономики и управления ЮУрГУ.
Молва называет еще и Андрея Витальевича Мельникова, первого проректора ЧелГУ, сына ректора, который занимал этот пост до Г.П. Вяткина.