12-05-05
Накануне 60-летия Победы в Великой Отечественной войне меня пригласили в один из музеев Центрального района Челябинска, расположенный в школе N 40. Вместе с ветеранами и тружениками тыла нас было 16 человек, всех распределили по классам.
Воспоминание. 27 июня 1941 года я был направлен в Тамбовское пехотное училище, а после трехмесячной подготовки - в часть, на фронт обороны Москвы. Участвовал в контрнаступлении с 5 декабря, при освобождении Клина был ранен. Снова фронт, контузия. После выздоровления - Курская дуга, Орловский плацдарм. Освобождал города Орел, Белгород, Ростов, Киев и Житомир, где был тяжело ранен - госпиталь, демобилизация. Имею награды в боях за Родину.
В 1948 году после окончания вуза я был направлен в Челябинск на строительство металлургического завода. На Урале проработал 52 года. Ушел на заслуженный отдых. Меня пригласили в Совет ветеранов и тружеников тыла Центрального района на общественную работу. Тогда и познакомился со школой N 40 и заброшенным музеем боевой славы 10-го гвардейского Уральского добровольческого танкового корпуса. Музей кочевал с одного этажа на другой, а все ценные документы и фотографии хранились в подвале. Благодаря преподавателям истории А.В. Булачевскому, О.А. Никифоровой и Н.Н. Белоглазовой без финансирования восстановили один из стендов. Два года потребовались мне на поиск финансирования. Торговый комплекс "Калибр" укомплектовал музей мебелью и выполнил ремонт пола. Мне удалось помочь школе в приобретении настоящих шефов. Генеральные директора "Найфла" В. Найденов, ТВК "Калибр" В.О. Песков и гипермаркета "Сезам" С.А. Березуев помогают школе. Помогали и родители. Настоящие энтузиасты - это Жанна Галямова, сестры София и Аня Коваленко, которые постоянно занимаются оформлением музея.
Федор СМЫЧЕНКО, председатель комитета бронетанковых войск Центрального района Челябинска
В заполярный российский город Мурманск прибывали караваны-пароходы из Америки и Англии. Они были нагружены самолетами, танками, грузовыми автомобилями, продовольствием. Весь этот "ленд-лиз" перегружали в товарные вагоны и на платформы. Могу засвидетельствовать, что помощь союзников была значительной. Железнодорожные составы отправлялись в глубь страны один за другим. Наш 51-й полк ПВО железнодорожных эшелонов прикрывал это богатство от вражеских самолетов. Расскажу о том, как жил и воевал взвод N 1203, которым я командовал. Железная дорога предоставила нам товарный вагон для жилья и платформу для пушки и пулемета. На одной из стенок вагона было написано: "8 лошадей, 40 человек". Нас же было 98 солдат и я - лейтенант.
Мы проделали дверь в торце вагона и соединили его трапом с платформой, на которой было установлено оружие. Подготовились к долгой жизни в Заполярье. Утеплили вагон - установили в нем внутреннюю вторую стенку. Между стенками засыпали опилки. В центре стояла печка. К трубе проволокой была прикручена кастрюля. В ней постоянно варился отвар из какой-то северной ягоды. Его мы называли чаем. Он спас нас от цинги, поскольку питание было скудное и однообразное. Как воевали? Фашистские самолеты налетали на составы часто. Действовали фашисты вначале, пока не было зенитчиков, нагло. Кидали бомбу в паровоз, а потом сжигали состав зажигательными бомбами. Положение существенно изменилось, когда к составам начали прицеплять по 1-2 взвода с зенитными установками. В опасных участках дороги на платформе находился пулеметный расчет - 4 человека. Вы представляете, каково им было?! Поезд несется по тундре. Температура 20-30 градусов ниже нуля. Ледяной ветер как ножом режет лицо, руки. Даже подшлемники не спасали от обморожений. Остальным приходилось и ночью спать в одежде, чтобы по сигналу тревоги немедленно включиться в бой. Мы выжили только потому, что были молоды.
Яков СТУЛЬ, бывший челябинец. Кливленд, США