12-05-05


Джон снова поет джаз

Известный певец из английского Манчестера выступит с челябинским биг-бэндом

Олеся ГОРЮК

Челябинск

"Он заводит свою аудиторию фантастическим вокальным стилем, у него великий талант певца, некоторые считают его лучшим свинговым певцом в Великобритании, и вы сможете понять, почему это так", - писала в 1973 году влиятельная английская газета "Гардиан ревю". Джон действительно был одним из самых заметных джазовых вокалистов своего времени. Но вдруг он оставляет музыку и в течение 25 лет не поет ни одной ноты. А четыре года назад снова возвращается в джаз и уверен, что теперь поет лучше, чем раньше.

Пермский пленник

В Челябинск он должен был прилететь на репетицию с биг-бэндом Станислава Бережнова. До репетиции был намечен небольшой концерт в кафе "Светлое прошлое", а перед концертом - небольшое интервью с корреспондентом "Челябинского рабочего". Однако Джона, который должен был прилететь в Челябинск еще в пятницу утром, не было и на следующий день - в субботу. Лишь во второй половине воскресенья самолет доставил певца в Челябинск, после чего он после трех бессонных ночей, не имея времени даже отдохнуть, прибыл в "Светлое прошлое".

А случилось вот что. Из Манчестера Джон прилетел во Франкфурт, а оттуда самолет прямым рейсом должен был доставить его в Екатеринбург. Но из-за сильного тумана самолет приземлился в Перми. А дальше произошло невероятное. Пермская пропускная служба обнаружила, что у Джона и пятнадцати других иностранцев, летевших вместе с ним, якобы не все в порядке с документами.

Фактически этих людей, и так переживших стресс после внеплановой посадки в другом городе, взяли под арест. Сутки "пермских пленников" держали в крохотных номерах, за дверью которых стояли охранники. Из "еды" была только бутылка "Пепси". К счастью, с Джоном остался сотовый телефон, по которому он разговаривал беспрерывно. Челябинская сторона сделала все возможное, чтобы уладить возникшее недоразумение, но безуспешно. Сотрудники пропускной службы успокаивали мистера Даунса:

- Не переживайте, через Москву вы без проблем попадете в Челябинск.

Его выслали обратно во Франкфурт, откуда он полетел в Москву, а уже из Москвы - в Челябинск, и это все - на собственные средства. Вот что значит для англичан верность данному слову.

- Я заядлый путешественник, облетел весь мир, но такого со мной еще не было, - признался Джон на концерте. И тут же добавил под взрыв смеха и аплодисментов:

- Я хотел спеть для вас очень многое, но: мое сердце осталось в Перми.

Концерт, несмотря на предшествовавшие ему события, был замечательный. Джон спел 15 песен - хиты из репертуара Фрэнка Синатры, Мэтта Монро, знаменитый "Нью-Йорк, Нью-Йорк". Конечно, его мощному голосу было тесно в маленьком бард-кафе. А вот зал академического театра драмы, где 29 мая Джон даст сольный концерт вместе с биг-бэндом "Джаз-академия" Станислава Бережнова, подойдет в самый раз. Чуть позже, 2 июня, мистер Даунс споет в Магнитогорском театре имени Пушкина. Челябинские музыканты долго и тщательно готовились. Сначала Стас Бережнов "сдирал" ноты с аудиозаписей и делал аранжировки. Затем были долгие репетиции, музыканты старались добиться такого же звучания, как у оркестра ВВС, с которым выступал мистер Даунс. И, судя по всему, это получилось. "Мне доставляет огромное удовольствие работать с вашим коллективом", - сказал Джон на репетиции.

Не зная нот

А на следующий день нам удалось с ним побеседовать. Говорили без переводчика, "по-русски". То есть по-английски, но очень-очень медленно.

- Мы, англичане, почему-то думаем, что если произносить слова медленно и отчетливо, любой нас поймет, - рассказывает Джон. - Однажды в одном из московских баров я таким манером попросил принести мне джин-тоник. Бармен долго наблюдал за моими усилиями, а потом спросил: вы откуда? "Ай эм фром Манчестер", - отвечаю я, проговаривая каждое слово. "And I am from London", - говорит бармен на чистом английском. "В таком случае, - сказал я, - хватит говорить по-русски!"

- Мистер Даунс, кто привел вас в музыку, родители?

- В моей семье не было музыкантов. С 12 лет я начал учиться музыке, слушая пластинки. Когда оставался один, ставил их и тихо подпевал. С молодости я любил Синатру, но мне также нравился и Элвис Пресли, потому что я мог спеть и то, что поет он.

- То есть музыкального образования вы не получали.

- Я до сих пор не знаю нотной грамоты. Слушаю запись, запоминаю и пою.

- А как быть в том случае, если песня написана специально для вас и аудиозаписей не существует?

- Тогда кто-нибудь наиграет мне ее на рояле. Лично мне отсутствие музыкального образования не мешает, а наоборот, помогает. Не будучи скован никакими рамками, я могу вкладывать в песни больше чувства, больше меня самого.

- Вы начали петь в конце 50-х. Какие воспоминания у вас остались о том времени?

- Это было фантастическое время. Поп-музыка только начинала входить в моду. Мы ездили по всей Великобритании и Европе. Это было начало новой эры. Раньше не было интернациональной музыки из Англии. Но мы учились, практиковались и развивали английский стиль. Группа, в которой я пел, называлась "The Dolphins". Мы выступали в тех же клубах, что "Битлз" и "Роллинг стоунз". Это было до того как их музыка стала популярной. Долгое время никто не знал, кто такие "Битлз". Им понадобилось четыре года, чтобы стать знаменитыми. А до этого они играли в небольших английских и немецких клубах, и то же самое делала моя группа.

- В какой-то момент вы оставили "The Dolphins" и занялись сольной карьерой.

- Это было очень трудно - проводить свою жизнь с четырьмя людьми, быть с ними все время. Играя в группе, много не заработаешь, в то время даже "Битлз" получали мало за свои выступления. Гораздо больше можно было заработать, выступая одному. А кроме того, мне не очень нравилось исполнять поп-музыку. Мне казалось, что с моим голосом я предназначен для большего, чем просто петь "ла-ла-ла-ла".

"Я должен был петь"

- Исполняя джаз, вы стали знаменитым?

- Не знаменитым (famous), а хорошо известным (well-known).

- А быть знаменитым или известным - от чего это зависит?

- Я думаю, от везения. Быть в нужном месте в нужное время. Мой друг, певец Мэтт Монро был очень знаменит. И он мне всегда говорил: "Я знаменит, но как певец ты лучше меня".

- Почему вы оставили джаз и занялись бизнесом?

- Потому что у меня появилась семья, трое маленьких детей, а я проводил все свое время вне дома и совсем не видел их. К тому же времена снова изменились. Стали востребованы группы, а не отдельные исполнители. Даже Синатра был не так популярен. Джаз вышел из моды. Народу был нужен Элвис Пресли, рок-н-ролл. Только сейчас джаз снова в моде. В Англии и Америке сейчас много молодых джазовых исполнителей, и это замечательно.

- Наверное, трудно было оставить музыку.

- Очень трудно. Единственный способ был - отойти от нее совершенно. И в течение двадцати лет я вообще не пел.

- Даже дома, на дружеских вечеринках?

- Даже дома. Потому что музыка - это как наркотик. Я знал, что если я только начну петь снова, то уже не смогу остановиться. А мой бизнес тем временем становился все более успешным и требовал большей отдачи. Развивая свой бизнес и коллекционируя произведения искусства, я чуть было не забыл, что на самом деле я певец. Точнее сказать, забыл. Это больше не было частью моей жизни. Друзья говорили мне: "Как жаль, Джон, ведь ты был одним из лучших певцов в Англии".

- А что вы им отвечали?

- Отвечал, что у меня нет больше на это времени. Сейчас я понимаю, что был не прав. Я должен был петь, потому что это делает людей счастливыми или помогает им быть таковыми. Только четыре года назад я вернулся на сцену. Кто-то сказал мне, что я должен дать концерт. К тому времени мои дети выросли, и я сказал себе: "О'кей. Посмотрим, как ты сможешь сделать это". Выступление проходило в одном из театров Манчестера. Я очень волновался, потому что не пел 25 лет. Но когда я закончил выступление, меня не отпускали со сцены, и это было потрясающе. Я думаю, что сейчас пою лучше, чем тогда. Я старше и знаю о жизни гораздо больше.

- А вы курите?

- Нет, и не курил никогда. Не употреблял наркотики, хотя все вокруг меня это делали. А еще я сохранил свой голос, потому что долгое время не пел. Так что он в хорошей форме.

- Поговорим о вашей коллекции. Вы помните первую купленную вами картину?

- Конечно помню, она у меня есть до сих пор. Не очень известная, называется "Утки". За 30 лет стоимость этой картины выросла в пять тысяч раз. Так что у меня очень хороший глаз на произведения искусства. Аукцион "Сотби" обращается ко мне за консультациями: выставить картину как мировой шедевр или как национальное достояние.

- Сколько картин в вашей коллекции?

- Около трехсот. Среди них есть картины действительно выдающихся мастеров, которые я предоставляю музеям для экспозиции.

В Россию с любовью

С Евгенией Джон Даунс познакомился год назад в венской картинной галерее на выставке современного искусства. Друзья представили их друг другу. Разговаривая о картинах, Евгения и Джон выяснили, что их вкусы удивительным образом совпадают.

Евгения - пианист во втором поколении, окончила музыкальное училище, консерваторию, высшие курсы исполнительского мастерства. Выступала с камерными ансамблями, долгое время преподавала фортепиано в музыкальных школах Челябинска, затем США. Династию пианистов продолжает дочь Евгении Ксения Незнанова - последние восемь лет она живет в Австрии.

Я задала Джону и Евгении вопрос, что привлекает их друг в друге?

- Джон - удивительный человек, - считает Евгения. - Он безумно интеллигентен во всех своих проявлениях. Далеко не последний человек в Англии, но всегда скромен по отношению к себе. Одинаково вежлив со всеми, всегда становится душой компании. Английская королева и принц Чарльз приглашают его на торжества в числе других почетных гостей. Джон необыкновенно щедр, готов петь всегда и везде. У Джона потрясающее чувство юмора. Однажды он летел в самолете вместе с Брэдом Питтом. Разговорились. В конце дороги актер спрашивает: "А вы что, не знаете, кто я такой?" "А вы знаете, кто я?" - говорит ему на это Джон. После этой поездки между ними завязались теплые дружеские отношения.

- А мне нравится в Джейн (так он называет Евгению. - О.Г.) ее душа, - ответил Джон. - Русские женщины отличаются от европейских. Они необыкновенно красивы, очень заботливы, в человеке ценят прежде всего внутренние качества, а не материальное благополучие. А еще Джейн прекрасный пианист, но музыка - не единственное, что нас сближает. Мы много путешествуем вместе, у нас очень хорошие отношения.

Джон Даунс родился в дворянской семье. Его дед был выходцем из Армении, жил со своей семьей в Стамбуле. Мать Джона во время депортации турецких армян переехала в Манчестер. Так что в мистере Даунсе присутствует частичка и Запада, и Востока.

Будучи на пике своей карьеры эстрадно-джазового певца, Джон в течение трех лет был солистом "DEREK HILTON'S TRIO" - ведущего джазового коллектива Великобритании. Несколько пластинок Джон записал с оркестром ВВС. Пел в нескольких мюзиклах, включая знаменитый "Le Miserable", выступал в "Палладиуме" (лондонский театр оперетты). Вернувшись в джаз, Джон из множества приглашений выбирает лишь те проекты, которые ему наиболее интересны. Записывает песни к голливудскому фильму "Как сохранить любовь" с Брюсом Уиллисом и Мишель Пфайфер ("К счастью, вы не увидите там моего лица", - шутит он), а осенью собирается выступить с одним из лучших в мире джазовых органистов Аланом Хэвеном.

У меня сложилось впечатление, что Джон - человек, страстно любящий жизнь. У него масса увлечений - от искусства до спорта. Джон имеет абонементы во все крупные филармонии Англии. Если вечером интересный концерт в другом городе - ни за что не пропустит, поедет туда на своем автомобиле.

В Джоне соединились две культуры, два менталитета - западный и восточный. "Я не типичный англичанин, - говорит он, - для западного человека я слишком открыт. Думаю, это чувствуется и в моей музыке. Когда я пою, то открываю всем свою душу".