12-05-05


Это по-христиански?

Почему мы всегда и везде уходим от душевной милости к ненавистной силе? Почему мы на каждом шагу предаем добро, уповая на зло? Почему христиане, люди православные, мыслят и поступают не по-христиански? Даже церковь настраивает нас не на прощение, а на возмездие.

Обращусь к примеру, который "заставил" меня написать эти заметки. Недавно "Комсомольская правда" в публикации о прошедшей Пасхе уверила нас в том, что "исследование библейских преданий свидетельствует: всех, кто так или иначе был причастен к гонениям на Христа и судилищу над ним, настигло возмездие. Кто-то был убит, кто-то сам свел счеты с жизнью, а кто-то умер в ссылке - в нищете и безвестности". Газета подтверждает сие ссылками на судьбы Ирода, Пилата, Каиафы, Иуды и других. А иерей Константин, настоятель московского храма Вознесения Господня, обобщил: "Всех богохульников ждет смерть, причем не мгновенная, а долгая и мученическая".

И это, простите, по-христиански?

Допустим, Ирод, Пилат, Каиафа, Иуда были кем-то (кем?) наказаны за казнь Христа. А народ? Если на то пошло, Понтий Пилат не очень и виноват. Ведь он спросил у толпы: "Что же я сделаю Иисусу?" И толпа ответила: "Распни его!" Прокуратор еще раз обратился к людям: "Какое же зло сделал Он?" Но они еще сильнее кричали: "Да будет распят!" Тогда Пилат заключил: "Я не нахожу в нем никакой вины", умыл руки перед народом и сказал: "Невиновен я в крови Праведника Сего".

А народ? Сопровождая Христа на пути к Голгофе, люди плевали на него, били палкой по голове, вместо воды подавали ему уксуса с желчью, издевались: спаси себя самого, если ты сын Божий. А что Христос? А он только шептал: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают".

Христос просил простить своих мучителей, а в наши дни священник утверждает, что "всех богохульников ждет смерть", и не легкая, а мучительная. Но если наказывать кого-то за смерть Христа, то прежде всего народ - как раз он решил судьбу сына Божия, он неистово требовал: распни его.

Что же получается? Своей смертью Христос должен был спасти народ, а, оказывается, род людской следует не простить, не спасти, а, наоборот, наказать мучительной смертью...

Христианство, как я думаю, потому и стало религией двух миллиардов людей, что в сути своей наставляет нас на прощение, милость, доброту, терпение, понимание, мудрость - на то, что добро должно победить и восторжествовать добром, а не злом, что, прибегая к злу, добро лишь умножает его, что если так продолжать и впредь, то злу не будет конца.

Мы очень легко верим в силу зла и никак не можем уверовать в силу добра. А силы их, по крайней мере, равны.

Михаил ФОНОТОВ

обозреватель