12-05-05


Звон медалей под колокольный звон

90 южноуральских железнодорожников, ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, собрались в канун Дня Победы в Челябинске.

Делегации со всех отделений магистрали - Петропавловского, Оренбургского, Карталинского и Курганского - прибыли в специальных вагонах, челябинцев доставили автобусом. Ранним утром они собрались в зале повышенной комфортности железнодорожного вокзала. От чая и кофе ветераны дружно отказывались - предпочитали поговорить "за жизнь". Держались молодцевато и утверждали, что прикрепленная к группе машина "скорой помощи" не понадобится.

Под моросящим дождем они прошли к храму Смоленской Божией Матери. Еще на подступах к зданию все разговоры смолкли; свечи в память о тех, кто не дожил до этого дня, ветераны ставили в абсолютной тишине. Вместе с ними в храме побывал и начальник ЮУЖД А.С. Левченко.

Также молча ветераны поднимались и к мемориалу "Скорбящие матери". Малолетки, приехавшие на лесное кладбище из детских садов города, во все глаза смотрели на колонну людей с орденами и медалями. Потом кто-то из малышей первым догадался вручить ветеранам цветы.

К Вечному огню они шли по улице Кирова. Именно в этот момент солнце прорвалось сквозь тучи, и челябинский Арбат буквально затопило светом. Когда колонна ветеранов прошла через арку, улица замерла. Все праздно гуляющие и спешащие по делам пешеходы расступились. Железнодорожники шли по центру Кировки в полной тишине. Только медали еле слышно звенели...

Возле мемориала еще продолжались строительные работы, однако при появлении ветеранов бригада отделочников без всякой команды тотчас отошла в сторону, освободив проход. Венок и цветы легли к Вечному огню. И снова ветераны долго стояли в молчании, вспоминая каждый о своем.

Во второй половине дня во Дворце культуры железнодорожников в честь приглашенных состоялся торжественный прием. Открыл его начальник ЮУЖД А.С. Левченко. Он и председатель Дорпрофсожа В.Г. Орешков очень тепло поблагодарили ветеранов и вручили всем подарки и юбилейные медали. Конечно, были выпиты и "наркомовские сто грамм" за победу. Затем началось чествование. Среди приглашенных присутствовали Александр Картунов из Челябинска, отмеченный орденами Красной Звезды, Славы, Отечественной войны; Михаил Антонов из Оренбурга, также отмеченный орденами Красной Звезды и Отечественной войны; "отличный паровозник" из Кургана Михаил Обухов - кавалер ордена Славы третьей степени, награжденный двумя орденами Отечественной войны и орденом Красной Звезды, участник Курской битвы и штурма Берлина. Из Петропавловска прибыл Николай Морозов, награжденный орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, Октябрьской Революции и благодарностями Верховного главнокомандующего за освобождение городов Витебск, Полоцк, Шяуляй и Двинск. Отметим, что Южно-Уральская магистраль дала стране 20 Героев Советского Союза, еще более тысячи человек были награждены орденами и медалями!

Но наша победа ковалась не только на фронтах. Поэтому вместе с бывшими солдатами в этот день чествовали и ветеранов труда. Отметим, что в годы Великой Отечественной войны нагрузка на магистраль возросла многократно. Железнодорожники сделали все, чтобы в кратчайшие сроки увеличить не только пропускную способность магистрали, но и погрузку. Так, к 1943 году Челябинский узел отправлял грузов в два раза больше, чем до войны, а к 1945 году этот показатель увеличился в 2,5 раза. Отметим, что людские резервы в ту пору были отнюдь не безграничными. Чтобы "закрыть" наиболее "узкие места", машинисты, помощники, кочегары осваивали профессии слесарей, арматурщиков и котельщиков, чтобы иметь возможность самостоятельно ухаживать за локомотивами. Там, где не хватало мужчин - а где их хватало в военные годы? - работу делали женщины и подростки. Статистика утверждает, что в ту пору на долю "женского и детского контингента" приходилось до сорока процентов от общего числа тружеников магистрали. Герой Социалистического Труда Надежда Яковлевна Кочнева из Кургана вспоминала, как она еще совсем девчонкой - в 16 лет! - уже копала котлованы для железнодорожной стройки, работая полный восьмичасовой день, а Герой Социалистического Труда из Карталов Петр Михайлович Мокрушин расплакался, рассказывая, как ждал с войны отца: "Все верил, что он вернется".

Да, многие в этот день плакали. И вместе с тем наши ветераны демонстрировали удивительную стойкость духа и умение радоваться жизни. Как пели они под гармошку "Выпьем за Родину, выпьем за Сталина", как элегантно кружились в вальсе! Как хорошо они все выглядели, легко и уважительно общались друг с другом, с мягким юморком подначивали соседей: "Мы, петропавловские, обратно с курганскими не поедем - они поют хуже!"

Домой ветеранов повезли в фирменных вагонах, выбрав лучшие на дороге. Каждый прицепили к отдельному локомотиву и отправили вне расписания, чтобы еще раз подчеркнуть то уважение, которое все мы испытываем по отношению к ним. Отметим, что в целом ЮУЖД затратила на различные празднества по случаю дня Победы 40 млн. рублей. Но только деньгами подобные события не меряются.

Марина ПОНОМАРЕВА