12-05-05


Под звон "Хрустальной капели"

За 13 лет детский фестиваль из разового праздника превратился в крупный воспитательный проект

"Хрустальная капель" - единственный детский фестиваль, информация о котором вошла в энциклопедию Челябинска. Нынешняя, тринадцатая по счету "Хрустальная капель", посвященная 60-летию Победы, собрала поистине рекордное количество участников и зрителей. За разворачивающимся на сцене театра оперы и балета имени Глинки праздничным действием наблюдали взволнованные родители, директора школ, организаторы детского досуга, руководители органов исполнительной власти района и города, известные предприниматели, выступающие в качестве спонсоров.

На фоне перманентно реформирующейся системы среднего образования "Капель" стала уникальным по степени стабильности, массовости и творческому потенциалу явлением. Актуальность идеи соединилась в нем с достойной организацией, а сам фестиваль из разового праздника, каким был поначалу, превратился в систему воспитательной работы, которая ведется в большинстве школ Челябинска на протяжении всего учебного года. Кстати, это одно из главных условий фестиваля: преимущественное право участия получают коллективы художественной самодеятельности, работающие в школах на постоянной основе, и оценка за выступление на итоговом концерте учитывает не только мастерство конкретных участников, но и стаж работы коллектива.

- "Капель" возникла на руинах системы школьной системы образования как естественная реакция всякого живого организма на попытку его уничтожения, - говорит автор фестиваля и его бессменный директор Г.Ю. Эвнин. - В середине 90-х годов школа осталась один на один с рынком, а учителя еще до недавнего времени спорили, чем они должны заниматься в первую очередь - воспитанием или обучением. И хотя закон об образовании ставит во главу угла именно воспитание, реалии школьной жизни не дают учителю осуществить это в полной мере. За 11 лет обучения он дает в среднем 10 тысяч уроков, так что на воспитание уже не остается возможностей. У родителей на это тоже не всегда хватает времени, дай бог, тетрадки у детей проверить да в дневнике расписаться, в итоге долгое время ниша воспитания оставалась незаполненной. И тогда появилась "Капель".

- А почему ставку сделали именно на эстетическое, а, скажем, не на спортивное воспитание?

- Специалисты считают, что, во-первых, эстетическое воспитание задевает все стороны нравственного формирования личности, во-вторых, именно эстетическое воспитание более всего было подвергнуто разрушению, а значит, нуждалось в восстановлении. А в третьих, сами ребята своим участием и интересом проголосовали за художественную самодеятельность как наиболее массовую, традиционную для отечественной школы и доступную форму эстетического воспитания. Очень важно, на мой взгляд, и то, что идею создания фестиваля поддержали руководитель управления по делам образования Челябинска В.Н. Кеспиков, районные отделы, педагогическая общественность города.

Вообще все, кто так или иначе соприкасался с фестивалем "Хрустальная капель", отмечают как главную его заслугу демократическую направленность и то, что организаторам удалось вписать проблематику эстетического воспитания в рамки учебного процесса. В Челябинске создана система общеобразовательных школ, работающих по типу школ искусств. Учащиеся этих школ в рамках учебной программы изучают этику, культуру общения, историю искусств, занимаются танцами, пением, музыкой - точно так же, как в специализированных школах. Например, в 56-й школе Советского района ребята с 1-го по 11-й класс постигают теоретические и практические азы хореографии. И это не какая-нибудь элитная, а самая рядовая школа, расположенная в поселке АМЗ. Но родители готовы вести туда детей со всего города. В школе N 73 Металлургического района в рамках системы эстетического воспитания созданы оркестры симфонической и духовой музыки, ансамбль скрипачей, коллективы классического танца, художественного чтения. В школе N 59 на ЧТЗ учителя совместно с преподавателями академии культуры ведут курс "Эстетическое воспитание", в который входят лекции по искусству, тематические классные часы, встречи с людьми творческих профессий. Отлично поставлена эта работа в гимназии N 82 Металлургического района, в школах N 26 Курчатовского района, N 15 Советского, N 46 и 77 Ленинского.

Безусловной заслугой фестиваля можно считать и то, что в общеобразовательную школу пришли опытные организаторы детского досуга, настоящие мастера культуры. Это хореографы С. Гришечкина, С. Малыхина, Ю. Краснопевцев, Р. Алексеева, Е. Фарландская, руководитель хоровой студии В. Македон, инструменталисты В. и Л. Герасимовы и многие другие. Не так давно в школу пришел известный в Челябинске музыкант Г. Анохин, и "Капель" тут же обогатилась джазовыми мелодиями.

- Уже доказано, что для нормального формирования личности нужны не столько воспитательные программы, сколько воспитательные проекты, яркие события в жизни города, - говорит руководитель городского информационно-аналитического центра развития воспитания, кандидат педагогических наук А.В. Поминов. - Цель представителей власти, организаторов детского досуга, будущих работодателей - создавать инфраструктуру, которая бы рождала такие события. "Хрустальная капель" - не просто фестиваль, воспитательная программа и уж тем более не смотр художественной самодеятельности. Это именно такой, причем уже окончательно сформировавшийся воспитательный проект, событие, которого ждут и дети, и взрослые. И возможности этого проекта полностью еще далеко не раскрыты. В прошлом году руководитель управления по делам образования Челябинска В.Н. Кеспиков официально заявил о том, что педагогическая общественность Челябинска выбирает приоритетом своей работы именно воспитание, в подтверждение чего была принята концепция "Город, воспитывающий социум". Я думаю, в разработке этой концепции особое место займет проект "Хрустальная капель", организаторы которого накопили огромный опыт воспитательной работы с детьми. И кто знает, может, со временем фестиваль станет областным (несколько лет такие попытки предпринимались), а может быть, на его основе будут отрабатываться новые пилотные модели школьного самоуправления. Вариантов много, но ясно одно: "Капель" будет открывать все новые свои страницы, а значит, есть уверенность в том, что из нынешних, замордованных уроками школьников вырастут интересные люди со своей жизненной позицией и творческой жилкой.

Лидия ПАНФИЛОВА

идея "Хрустальной капели", что называется, сразу пришлась ко двору. Если 13 лет назад в ней участвовало всего две тысячи учащихся, преимущественно начальной школы, то сегодня это праздник для 110 школьных коллективов из 153 существующих. Большинство участников - старшеклассники, среди которых, к слову сказать, не так много отличников. Это самые обыкновенные дети, и середняки, и троечники, но они ощутили вкус к творчеству, и эта "прививка" защищает их от улицы (статистика правонарушений это подтверждает), учит самодисциплине, здоровому честолюбию, активности.

За годы своего существования "Хрустальная капель" по всем приметам стала настоящим фестивалем со своей символикой, гимном, порядком отбора номеров, "фирменными" призами, наивысший из которых - Ника - присуждается самым талантливым участникам. Только в этом году ее обладателями стали больше 20 юных челябинцев, еще 44 получили Гран-при, 208 - почетные дипломы, 800 - сладкие подарки, а всего фестивальным движением сегодня охвачено около 16000 человек.